Департамент общего аудита по вопросу последствий неуплаты НДФЛ
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit
В 2013 году у нашей организации сформировалась задолженность перед ИФНС №29 по НДФЛ. Отчет за 2013 г. был сдан, при этом имелся долг перед бюджетом в сумме 27 млн. рублей. Долг был уплачен самостоятельно. До настоящего времени налоговая инспекция не предъявила нам задолженности по пеням и штрафам.
С 20 июня 2014 г. у нас началась выездная налоговая проверка, в том числе выдано отдельное требование с информацией о проверке НДФЛ.
Какие санкции может предъявить нам ИФНС? Какие действия, по Вашему мнению, с нашей стороны могут облегчить последствия налоговой проверки? Возможно ли избежать штрафа?
Могли бы Вы дать пример расчета пеней и штрафа, если задолженность начала образовалась начиная с августа 2013 г., а долг гасили:
- 30.04.2014г. – за август 2013 г.;
- 16.05.2014 г.- за октябрь 2013 г.;
- 30.05.2014 г. – за вторую половину октября 2013 г.;
- 30.05.2014 г. - за декабрь и ноябрь 2013 г.
Статьей 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Из приведенной нормы, на наш взгляд, можно сделать вывод, что, к налоговому агенту могут быть применены штрафные санкции, в том числе, в случае несвоевременного перечисления налога налоговым агентом в установленные нормами НК РФ сроки.
Аналогичной позиции в отношении порядка применения норм статьи 123 НК РФ придерживаются фискальные органы.
Так, например, в Письме Минфина РФ от 12.04.13 № 03-02-07/1/12347 было отмечено следующее:
«Вопрос: Правомерно ли налоговый орган в 2013 г. взыскивает штраф по ст. 123 НК РФ за несвоевременную уплату НДФЛ организацией за 2010 и 2011 гг., если за 2010 г. налог был полностью уплачен в 2012 г., а за 2011 г. уплачен частично? Какие за это последуют штрафы?
Ответ: Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства (пп. 1 п. 3 ст. 24 Кодекса).
Согласно п. 5 ст. 24 Кодекса за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (п. 3 ст. 108 Кодекса).
Особенности исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми агентами, а также порядок и сроки уплаты указанного налога налоговыми агентами определены ст. 226 Кодекса.
Статьей 123 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) установлена ответственность за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Следовательно, штраф, установленный ст. 123 Кодекса, взимается не только в случае неправомерного неперечисления (неполного перечисления) сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации, но и в случае несвоевременного перечисления сумм налога, в том числе налога на доходы физических лиц, подлежащего перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотрены ст. 109 Кодекса.
Последующее перечисление налога не является обстоятельством, исключающим привлечение лиц к ответственности за совершение указанного налогового правонарушения.
Одновременно сообщаем, что срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен ст. 113 Кодекса».
Справедливость высказанного нами утверждения подтверждена и арбитражной практикой.
Так, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.04.13 по делу № А19-17554/2012 были сделаны следующие выводы:
«Согласно статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ установлена налоговая ответственность за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ в статью 123 Налогового кодекса Российской Федерации и вступившими в силу с 02.09.2010, дополнительно установлена ответственность за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок сумм налога.
Следовательно, несвоевременное исполнение обязанности по перечислению удержанных сумм налога на доходы физических лиц (вне зависимости от факта их последующего внесения в бюджет) влечет за собой применение налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации».
Аналогичные выводы были сделаны в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 10.10.12 по делу № А03-19107/2011, от 16.02.2012 по делу № А75-4084/2011 и других.
В рассматриваемом нами случае Организация несвоевременно уплатила НДФЛ в бюджет. Соответственно, она может быть привлечена к ответственности по статье 123 НК РФ, не смотря на то, что впоследствии задолженности по НДФЛ была погашена.
Таким образом, в рамках выездной налоговой проверки Организация может быть оштрафована на 20% от неуплаченной в срок суммы НДФЛ независимо от каких-либо дальнейших действий.
Кроме того, с Организации могут быть также взысканы пени по статье 75 НК РФ в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по перечислению налога.
О правомерности взыскания суммы пени с налогового агента в случае неудержания и неуплаты НДФЛ свидетельствует арбитражная практика – Постановления Президиума ВАС РФ от 12.01.10 № 12000/09, от 22.05.07 № 16499/06, от 26.09.06 № 4047/06, от 16.05.06 № 16058/05, Постановления ФАС Центрального округа от 01.07.11 № А36-1374/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.03.10 № А32-16505/2009-63/231, от 26.11.09 № А01-2311/2008, ФАС Поволжского округа от 23.07.09 № А57-5229/2008, от 14.05.09 № А55-12516/08.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ (пункт 3 статьи 75 НК РФ).
Из вопроса, в частности, следует, что у Организации возникла задолженность с августа 2013 года, которая была погашена 30.04.2014 года.
Поскольку в вопросе отсутствует более конкретная информация, предположим, что задолженность образовалась 20.08.2013 года, т.е. 20.08.2013 у Организации возникла обязанность уплатить налог.
В этом случае просрочка составляет 253 дня.
Ставка рефинансирования в указанном периоде составляла: 8,25%.
В этом случае сумма пеней составит: ((сумма долга * 8,25%) * 253 дня)/300
Например, если сумма долга составила 5 млн. руб., то сумма пеней в данном случае составит = 347 875 руб.
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit
Назад в раздел