Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита по вопросу формирования промежуточной отчетности по МСФО

Департамент общего аудита по вопросу формирования промежуточной отчетности по МСФО

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

27.07.2017
Вопрос

Прошу разъяснить:
а) Нужно ли некредитным финансовым организациям согласно 208-фз составлять и публиковать промежуточную отчетность по МСФО за 1 полугодие 2017 года? Некредитная финансовая организация- УК ПИФ.
б) Также необходимо ли предоставлять данную отчетность в ЦБ РФ?
в) Есть ли требование ЦБ РФ о предоставлении данной отчетности с аудиторским заключением?

В учредительных документах нет ничего о  предоставление промежуточной отчетности.  Однако в Годовом решении об утверждении годового отчета на 2017 год утвержден аудит промежуточной МСФО.
Ответ

Закон № 208-ФЗ[1] устанавливает общие требования к составлению, представлению и раскрытию консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также - организация) (пункт 1 статьи 1 Закона № 208-ФЗ).

Для целей Закона № 208-ФЗ под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО) определяется как группа (пункт 2 статьи 1 Закона № 208-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 208-ФЗ настоящий Федеральный закон распространяется:

1) на кредитные организации;

2) на страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);

3) на негосударственные пенсионные фонды;

4) на управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

5) на клиринговые организации;

6) на федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

7) на акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

8) на иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Настоящий Федеральный закон применяется также при составлении, представлении и раскрытии финансовой отчетности организациями, которые не создают группу, указанную в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона. В наименовании такой финансовой отчетности слово «консолидированная» не используется (пункт 5 статьи 2 Закона № 208-ФЗ).

С учетом изложенного, Закон № 208-ФЗ применяется при составлении, представлении и раскрытии финансовой отчетности (консолидированной финансовой отчетности) управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов.

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона № 208-ФЗ промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами. Указанная отчетность, за исключением отчетности организаций, указанных в пунктах 6 - 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено частью 7.1 настоящей статьи, также представляется в Центральный банк Российской Федерации в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляются участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации в порядке, определяемом учредительными документами организации (пункт 3 статьи 4 Закона № 208-ФЗ).

Представление годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности организациями в Центральный банк Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации (пункт 5 статьи 4 Закона № 208-ФЗ).

С учетом изложенных норм:

- УК ПИФ составляет и представляет участникам промежуточную финансовую отчетность (промежуточную консолидированную финансовую отчетность), в случаях и в порядке, предусмотренном учредительными документами;

- УК ПИФ составляет и представляет в ЦБ РФ промежуточную финансовую отчетность (промежуточную консолидированную финансовую отчетность), в случаях и в порядке, уставленном ЦБ РФ.

Организацией в учредительных документах не предусмотрено представление промежуточной финансовой отчетности (промежуточной консолидированной финансовой отчетности) своим участникам. Следовательно, у Организации в силу пункта пункту 2 статьи 4 Закона № 208-ФЗ отсутствует обязанность по составлению и представлению участникам указанной отчетности.

Отметим, что на основании статьи 6 Закона № 208-ФЗ надзор за представлением и раскрытием консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением организаций, указанных в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Перечень нормативных актов и документов, регулирующих деятельность инвестиционных фондов, представлен на сайте ЦБ РФ.[2] В указанном перечне отсутствует нормативный акт, регулирующий представление финансовой отчетности в ЦБ РФ[3].

Таким образом, у Организации как УК ПИФ в силу пункта пункту 2 статьи 4 Закона № 208-ФЗ отсутствует обязанность по составлению и представлению в ЦБ РФ промежуточной финансовой отчетности (промежуточной консолидированной финансовой отчетности).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 208-ФЗ годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту.

Консолидированная финансовая отчетность за первое полугодие отчетного года, раскрытие которой предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, подлежит аудиту либо проводимой аудиторской организацией проверке, вид и порядок проведения которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности (пункт 2 статьи 5 Закона № 208-ФЗ).

Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности либо иной документ, составляемый по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, представляется и раскрывается вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью (пункт 3 статьи 5 Закона № 208-ФЗ).

Организация раскрывает годовую консолидированную финансовую отчетность. Организации, указанные в пунктах 1 и 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, раскрывают также промежуточную консолидированную финансовую отчетность (пункт 1 статьи 7 Закона № 208-ФЗ).

Ни Законом № 208-ФЗ, ни иными федеральными законами не предусмотрено, раскрытие промежуточной финансовой отчетности (промежуточной консолидированной финансовой отчетности) в случае ее составления УК ПИФ. Следовательно, требования по обязательному аудиту в отношении указанной отчетности Законом № 208-ФЗ не предусмотрено.

Коллегия Налоговых Консультантов, 03 июля 2017г.



[1] Федеральный закон от 27.07.10 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»

[2] http://www.cbr.ru/finmarkets/print.aspx?file=files/legislation/legals_if.htm&pid=sv_coll_invest&sid=itm_26287

[3] К примеру, в отношении кредитных организаций действует Указание Банка России от 02.03.15 № 3580-У «О предоставлении кредитными организациями финансовой отчетности».


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел