Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита по вопросу дисквалификации директора

Департамент общего аудита по вопросу дисквалификации директора

27.11.2017
Вопрос

1. За какие нарушения могут дисквалифицировать Генерального директора?
2. Есть ли понятие суммирование штрафов для дисквалификации руководителя?
Ответ

Вопрос №1

 

В соответствии с п. 1 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация – административное наказание, заключающийся в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность

 Срок, в течение которого физическое лицо лишено права занимать должности, составляет от шести месяцев до трех лет.

 

В соответствии с п. 3 статьи 4.5 КоАП РФ за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

При этом согласно п. 1 статьи 3.11 КоАП РФ данный вид административного наказания назначается только судьей.

 

Пунктом 4 статьи 3.11 КоАП РФ установлены субъекты, к которым может быть применен данный вид административного наказания:

1) к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы,

2) к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица,

3)   к членам совета директоров (наблюдательного совета),

4) к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,

5) к лицам, занимающимся частной практикой,

6) к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или

7) к работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или

8) к иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо

9) к экспертам в области промышленной безопасности, либо к экспертам в области оценки пожарного риска, медицинским работникам, фармацевтическим работникам.

Таким образом, к лицу, занимающему должность единоличного исполнительного органа, (генеральный директор) может быть применено административное наказание в виде дисквалификации.

 

Из анализа КоАП РФ следует, что административное наказание в виде дисквалификации может быть применено к лицу, являющимся единоличным исполнительным органом, за совершение административных правонарушений, в том числе:

- за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусмотренные статьей 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ);

- за незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53 КоАП РФ);

- за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований (ст. 14.4 КоАП РФ);

- за  продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники (ст. 14.5 КОАП РФ);

- за нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП РФ);

- за фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 КоАП РФ);

- за неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13 КоАП РФ);

- за нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.17 КоАП РФ);

- за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25 КоАП РФ);

- за незаконные действия по получению или представлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет (ст. 14.29 КоАП РФ);

- за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации (ст. 14.31 КоАП РФ);

- за манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности) лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ст. 14.31.2 КоАП РФ);

- за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности (ст. 14.32 КоАП РФ);

- за недобросовестную конкуренцию, выразившуюся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг (ст. 14.33 КоАП РФ);

- за непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем (ст. 14.36 КоАП РФ);

- за повторное нарушение в течение года антимонопольных правил, установленных федеральным законом, при осуществлении торговой деятельности (ст. 14.40 КоАП РФ);

- за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности (ст. 14.51 КоАП РФ);

- за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности (ст. 14.57 КоАП РФ);

- за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ);

- за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках (ст. 15.19 КоАП РФ);

- за неправомерное использование инсайдерской информации (ст. 15.21 КоАП РФ);

- за нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов (ст. 15.23.1 КоАП РФ);

- за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 15.27 КоАП РФ);

- за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ);

- за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (ст. 19.5 КоАП РФ);

- за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) (ст. 19.20 КоАП РФ).

 

Согласно статистике судов общей юрисдикции наиболее часто дисквалификация применяется по административным правонарушениям, предусмотренными ст. ст. 5.27, 5.27.1 и 14.25 КоАП РФ[1].

 

Вопрос №2

 

В соответствии с составом административных правонарушений, предусмотренных ч. 5 статьи 5.27, ч. 5 статьи 5.27.1, ч. 2 статьи 14.4, ч. 3 статьи 14.5, ч. 5.1 статьи 14.13, ч. 5 статьи 14.25 КоАП РФ и  т.д., дисквалификация может быть применена в случае повторного привлечения к ответственности по аналогичной статье.

Следовательно, дисквалификация как вид наказания может быть применена только при наличии повторности совершения аналогичного[2] административного правонарушения  и если это прямо установлено КоАП РФ.

 

В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Таким образом, имеет существенное значение совершение этим лицом административного правонарушения в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение[3].

 

При этом также КоАП РФ предусмотрены составы административных правонарушений, при которых дисквалификация применяется без наличия повторности аналогичного противоправного деяния должностного лица.

Например, незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (статья 5.53 КоАП РФ) могут повлечь дисквалификацию должностного лица при выявлении данного правонарушения впервые.

Таким образом, дисквалификация в качестве административного наказания может быть применена как в случае совершения лицом впервые, так и при повторном выявлении административного нарушения в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в зависимости от вида конкретного административного правонарушения.

 

Коллегия Налоговых Консультантов, 18 октября  2017г.

 

 



[1] URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79.

[2] Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП» разъяснил, что под аналогичным правонарушение следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения, в частности, законодательства о труде и охране труда.

[3] Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 г.  


Назад в раздел