Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита по вопросу дисквалификации директора

Департамент общего аудита по вопросу дисквалификации директора

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

27.11.2017
Вопрос

1. За какие нарушения могут дисквалифицировать Генерального директора?
2. Есть ли понятие суммирование штрафов для дисквалификации руководителя?
Ответ

Вопрос №1

 

В соответствии с п. 1 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация – административное наказание, заключающийся в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность

 Срок, в течение которого физическое лицо лишено права занимать должности, составляет от шести месяцев до трех лет.

 

В соответствии с п. 3 статьи 4.5 КоАП РФ за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

При этом согласно п. 1 статьи 3.11 КоАП РФ данный вид административного наказания назначается только судьей.

Пунктом 4 статьи 3.11 КоАП РФ установлены субъекты, к которым может быть применен данный вид административного наказания:

1) к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы,

2) к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица,

3)   к членам совета директоров (наблюдательного совета),

4) к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,

5) к лицам, занимающимся частной практикой,

6) к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или

7) к работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или

8) к иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо

9) к экспертам в области промышленной безопасности, либо к экспертам в области оценки пожарного риска, медицинским работникам, фармацевтическим работникам.

Таким образом, к лицу, занимающему должность единоличного исполнительного органа, (генеральный директор) может быть применено административное наказание в виде дисквалификации.

 

Из анализа КоАП РФ следует, что административное наказание в виде дисквалификации может быть применено к лицу, являющимся единоличным исполнительным органом, за совершение административных правонарушений, в том числе:

- за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусмотренные статьей 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ);

- за незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53 КоАП РФ);

- за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований (ст. 14.4 КоАП РФ);

- за  продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники (ст. 14.5 КОАП РФ);

- за нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП РФ);

- за фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 КоАП РФ);

- за неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13 КоАП РФ);

- за нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.17 КоАП РФ);

- за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25 КоАП РФ);

- за незаконные действия по получению или представлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет (ст. 14.29 КоАП РФ);

- за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации (ст. 14.31 КоАП РФ);

- за манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности) лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ст. 14.31.2 КоАП РФ);

- за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности (ст. 14.32 КоАП РФ);

- за недобросовестную конкуренцию, выразившуюся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг (ст. 14.33 КоАП РФ);

- за непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем (ст. 14.36 КоАП РФ);

- за повторное нарушение в течение года антимонопольных правил, установленных федеральным законом, при осуществлении торговой деятельности (ст. 14.40 КоАП РФ);

- за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности (ст. 14.51 КоАП РФ);

- за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности (ст. 14.57 КоАП РФ);

- за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ);

- за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках (ст. 15.19 КоАП РФ);

- за неправомерное использование инсайдерской информации (ст. 15.21 КоАП РФ);

- за нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов (ст. 15.23.1 КоАП РФ);

- за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 15.27 КоАП РФ);

- за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ);

- за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (ст. 19.5 КоАП РФ);

- за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) (ст. 19.20 КоАП РФ).

 

Согласно статистике судов общей юрисдикции наиболее часто дисквалификация применяется по административным правонарушениям, предусмотренными ст. ст. 5.27, 5.27.1 и 14.25 КоАП РФ[1].

Вопрос №2

 

В соответствии с составом административных правонарушений, предусмотренных ч. 5 статьи 5.27, ч. 5 статьи 5.27.1, ч. 2 статьи 14.4, ч. 3 статьи 14.5, ч. 5.1 статьи 14.13, ч. 5 статьи 14.25 КоАП РФ и  т.д., дисквалификация может быть применена в случае повторного привлечения к ответственности по аналогичной статье.

Следовательно, дисквалификация как вид наказания может быть применена только при наличии повторности совершения аналогичного[2] административного правонарушения  и если это прямо установлено КоАП РФ.

 

В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Таким образом, имеет существенное значение совершение этим лицом административного правонарушения в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение[3].

При этом также КоАП РФ предусмотрены составы административных правонарушений, при которых дисквалификация применяется без наличия повторности аналогичного противоправного деяния должностного лица.

Например, незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (статья 5.53 КоАП РФ) могут повлечь дисквалификацию должностного лица при выявлении данного правонарушения впервые.

Таким образом, дисквалификация в качестве административного наказания может быть применена как в случае совершения лицом впервые, так и при повторном выявлении административного нарушения в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в зависимости от вида конкретного административного правонарушения.

 

Коллегия Налоговых Консультантов, 18 октября  2017г.

 



[1] URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79.

[2] Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП» разъяснил, что под аналогичным правонарушение следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения, в частности, законодательства о труде и охране труда.

[3] Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 г.  


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Назад в раздел