Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита о порядке выплаты пособия по беременности и родам

Департамент общего аудита о порядке выплаты пособия по беременности и родам

22.05.2018
Вопрос

Беременная женщина получила больничный на 140 дней (с марта по июль). Больничный она сразу не предоставила и продолжает работать какое-то время (март, апрель). Спустя некоторое время (т.е. проработав на больничном) беременная написала заявление о предоставлении Отпуска по беременности и родам и Оплаты больничного. Как будет происходить оплата периода нетрудоспособности беременной (за весь период 140 дней) или частично оплачена работа и частично оплачен больничный?
Ответ

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

 

В соответствии со статьёй 255 ТК РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

 

Таким образом, отпуск по беременности и родам носит заявительный характер. Следовательно, за период фактического исполнения работником своей трудовой функции (до начала отпуска на основании заявления) работнику выплачивается заработная плата.

 

В соответствии с пунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона № 165-ФЗ[1] одним из видов социальных страховых рисков является утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

Следовательно, поскольку сотрудник получал заработную плату, основания для выплаты пособия за фактически отработанный период времени, по нашему мнению, отсутствуют.

 

Аналогичное мнение изложено в Письме ФСС РФ от 08.10.04 № 02-10/11-6671:

«Если женщина добровольно отказывается от оформления в установленном порядке отпуска по беременности и родам, и продолжает исполнять свои трудовые обязанности еще в течение некоторого периода времени до родов, то она должна быть проинформирована о том, что листок нетрудоспособности является документом, подтверждающим временное освобождение от работы, в том числе на период беременности и родов (п. 1.1. Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан).

Следовательно, если женщина имеет право на отпуск по беременности и родам, но не оформляет отпуск по беременности и родам, то основания для выплаты пособия по беременности и родам за этот период времени отсутствуют».

 

В Решении Верховного Суда РФ от 14.11.12 № АКПИ12-1204 содержится следующий вывод:

«Утверждение заявителя, что оспариваемое предписание нарушает право женщины на осуществление работы в период отпуска по беременности и родам, не основано на содержании данной нормы. Листок нетрудоспособности подтверждает освобождение беременной женщины от работы на период, предусмотренный Кодексом, и является основанием для предоставления отпуска. При этом отпуск по беременности и родам предоставляется по заявлению женщины, что исключает какое-либо понуждение к его оформлению. В связи с этим оспариваемое предписание не нарушает конституционные права заявителя, в том числе принцип свободы труда, закрепленный в статье 37 Конституции Российской Федерации (часть 1).

Необоснованны и доводы заявителя об ограничении оспариваемой нормой права на получение пособия по беременности и родам в полном объеме, исходя из расчета 140 дней, в случае, если женщина осуществляла трудовую деятельность после 30-й недели беременности и повторно обратилась за получением листка нетрудоспособности позже данного срока. Вопросы, связанные с назначением и выплатой пособия по беременности и родам, оспариваемым пунктом 46 Порядка не регулируются.

Такое правовое регулирование осуществляется Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". Согласно подпункту 2 пункта 1, пункту 1.1 статьи 7 названного закона одним из видов страховых рисков является утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая, которым признаются в том числе беременность и роды, рождение ребенка (детей).

Аналогичные нормы закреплены в статье 1.3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Следовательно, пособие по беременности и родам (страховое обеспечение) предназначено компенсировать застрахованным женщинам утраченный в связи с использованием отпуска по беременности и родам заработок.

Таким образом, оспариваемая в части норма не препятствует беременной женщине либо оформить отпуск по беременности и родам с получением взамен заработка пособия по беременности и родам за счет средств обязательного социального страхования, либо продолжать работать и получать от работодателя оплату за труд в соответствии с трудовым договором».

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона № 255-ФЗ[2] страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

Согласно пункту 5 статьи 14 Закона № 255-ФЗ размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

 

На основании изложенного, считаем, что период, в который сотрудница продолжает работать (март, апрель), оплачивается исходя из оклада. Пособие по беременности и родам за указанный период не выплачивается. С того момента, когда сотруднице будет предоставлен отпуск по беременности и родам на основании ее заявления, ей следует назначить пособие, рассчитанное исходя из фактической продолжительности отпуска, т.е. отработанный ею период для расчета пособия не учитывается, пособие за этот период не выплачивается.

 

 

Коллегия Налоговых Консультантов, 17 апреля 2018 года

 



[1] Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.99 № 165-ФЗ.

[2] Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.06 № 255-ФЗ.


Назад в раздел