Главная / Консультации / Общий аудит / Департамент общего аудита о паспорте безопасности

Департамент общего аудита о паспорте безопасности

19.09.2018
Вопрос

Кто должен оформлять паспорт безопасности объекта в отношении торгового центра (г. Москва), находящегося в собственности, и торгового помещения, находящегося в аренде (МО).
Ответ

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.06 № 35-ФЗ (далее – Закон № 35-ФЗ) Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

 

В целях выполнения положений Закона № 35-ФЗ Правительством РФ утверждены следующие Правила и Требования:

 

1.

Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), утв. Постановлением Правительства РФ от 25.12.13 № 1244

2.

Требования к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, формы паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.16 № 1467

3.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной налоговой службы и подведомственных ей организаций, а также формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утв. Постановлением Правительства РФ от 07.04.18 № 424

4.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.14 № 1130

5.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства сельского хозяйства РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства сельского хозяйства РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утв. Постановлением Правительства РФ от 13.07.17 № 836.

6.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.11.14 № 1193

7.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утв. Постановлением Правительства РФ от 11.02.17 № 176

8.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства экономического развития РФ, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Федеральной службы по аккредитации, Федеральной службы государственной статистики, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также подведомственных им организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утв. Постановлением Правительства РФ от 15.11.16 № 1196

9.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утв. Постановление Правительства РФ от 13.01.17 № 8

10.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утв. Постановление Правительства РФ от 13.05.2016 N 410

11.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и организаций, находящихся в его ведении, а также формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утв. Постановлением Правительства РФ от 17.10.16 № 1055

12.

Требования к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта, утв. Постановление Правительства РФ от 06.03.15 № 202

13.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федерального агентства научных организаций, его территориальных органов и подведомственных ему организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утв. Постановлением Правительства РФ от 28.02.17 № 239

14.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по финансовому мониторингу и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий), утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.16 № 1398

15.

Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утв. Постановлением Правительства РФ от 25.03.15 № 272

16.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства финансов РФ и подведомственных ему организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.16 № 617

17.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) системы государственного материального резерва и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утв. Постановлением Правительства РФ от 17.10.16 № 1053

18.

Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории), утв. Постановлением Правительства РФ от 19.10.17 № 1273

19.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.17 № 1235

20.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства, а также подведомственных им организаций, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий), утв. Постановлением Правительства РФ от 17.10.16 № 1054

21.

Требования к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.04.17 № 447

22.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной миграционной службы и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.15 № 324

23.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) ракетно-космической промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) ракетно-космической промышленности, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.03.15 № 252

24.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) таможенных органов и формы паспорта безопасности объектов (территорий) таможенных органов, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.12.14 № 1328

25.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.14 № 1309

26.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утв. Постановлением Правительства РФ от 29.08.14 № 875

 

Из анализа утвержденных Постановлением Правительства РФ Требований, можно сделать вывод о том, что оформление паспорта безопасности предусмотрено в отношении следующих объектов (территорий):

- объектов водоснабжения и водоотведения;

- объектов (территорий) ФНС РФ и подведомственных ей организаций;

- объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций;

- объектов (территорий) Минсельхоза РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Минсельхоза РФ;

- объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы;

- объектов (территорий) в сфере культуры;

- объектов (территорий) Минэкономразвития РФ, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Федеральной службы по аккредитации, Федеральной службы государственной статистики, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также подведомственных им организаций;

- объектов (территорий) Минздрава РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Минздрава РФ;

- объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ;

- объектов (территорий) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и организаций, находящихся в его ведении;

- объектов спорта;

- объектов (территорий) Федерального агентства научных организаций, его территориальных органов и подведомственных ему организаций;

- объектов (территорий) Федеральной службы по финансовому мониторингу;

- мест массового пребывания людей;

- объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ;

- объектов (территорий) Минфина РФ и подведомственных ему организаций;

- объектов (территорий) системы государственного материального резерва;

- торговых объектов (территорий);

- объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ;

- объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства, а также подведомственных им организаций;

- гостиниц и иных средств размещения;

- объектов (территорий) ФМС;

- объектов (территорий) ракетно-космической промышленности;

- объектов (территорий) таможенных органов;

- объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- объектов (территорий) Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций.

 

Применительно к рассматриваемому нами случаю проанализируем положения Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и форм паспортов безопасности таких мест, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.03.15 № 272 (далее – Постановление № 272), и Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории), утв. Постановлением Правительства РФ от 19.10.17 № 1273 (далее – Постановление № 1273).

 

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 1273 под торговым объектом (территорией) понимаются земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

На основании пункта 3 Постановления № 1273 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании (далее - правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий) (далее - руководитель объекта).

 

Таким образом, ответственность по исполнению требований Постановления № 1273 возлагается на правообладателей торговых объектов (территорий), к которым могут быть отнесены, в частности:

- юридические лица, владеющие на праве собственности зданиями и/или помещениями, используемыми для размещения торговых объектов;

- юридические лица, использующие здания и/или помещения для размещения торговых объектов на ином законном основании.

 

Пунктом 4 Постановления № 1273 установлено, что настоящие требования не распространяются на торговые объекты (территории), относящиеся к объектам (территориям), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства РФ, а также на торговые объекты (территории), которые не включены в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований.

В силу пункта 5 Постановления № 1273 перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта РФ и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) (далее - уполномоченный орган субъекта РФ), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, территориальным органом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Указанный перечень формируется по форме, утвержденной Министерством промышленности и торговли РФ, и утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Указанный перечень является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования».

Согласно пункту 6 Постановления № 1273 решение о включении торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований, принимается:

а) в отношении функционирующих (эксплуатируемых) торговых объектов (территорий) - в течение 30 дней со дня утверждения Министерством промышленности и торговли РФ формы перечня, предусмотренного пунктом 5 настоящих требований;

б) при вводе в эксплуатацию нового торгового объекта (территории) - в течение 30 дней со дня окончания необходимых мероприятий по его вводу в эксплуатацию.

 

Уполномоченный орган субъекта РФ в течение 1 месяца после утверждения перечня, предусмотренного пунктом 5 настоящих требований, письменно уведомляет соответствующих правообладателей торговых объектов (территорий) о включении торговых объектов (территорий) в указанный перечень (пункт 7 Постановления № 1273).

Положениями пункта 9 Постановления № 1273 установлено, что правообладатели торговых объектов (территорий), которые не включены в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований, самостоятельно определяют содержание и порядок обеспечения антитеррористической защищенности таких торговых объектов (территорий), в частности охрану, реализацию пропускного и внутриобъектового режимов, оборудование инженерно-техническими средствами охраны, реагирование на угрозу совершения или на совершение террористических актов, информирование об этом правоохранительных органов, а также реализацию других мер антитеррористической защищенности.

 

Из приведенных положений следует, что правообладатели обязаны исполнять требования Постановления № 1273 в том случае, если торговый объект включен в перечень, утвержденный уполномоченным органом субъекта РФ. При этом правообладатель торгового объекта должен быть уведомлен о том, что торговый объект включен в соответствующий перечень в течении одного месяца после утверждения перечня.

 

В соответствии с пунктами 10 и 11 Постановления № 1273 в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов (территорий)[1].

Согласно пункту 11 Постановления № 1273 устанавливаются следующие категории торговых объектов (территорий):

а) торговые объекты (территории) первой категории, к которой относятся:

- торговые объекты (территории), если на них или на аналогичных торговых объектах (территориях) на территории субъекта Российской Федерации в течение последних 3 лет совершено или предотвращено 4 и более террористических акта и (или) в течение последних 12 месяцев совершено или предотвращено 2 и более террористических акта;

- торговые объекты (территории), в районе расположения которых в течение последних 3 лет вводился критический ("красный") уровень террористической опасности более 4 раз и (или) высокий ("желтый") уровень террористической опасности более 8 раз либо в течение последних 12 месяцев вводился критический ("красный") уровень террористической опасности более 2 раз и (или) высокий ("желтый") уровень террористической опасности более 4 раз;

- торговые объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1000 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - более 50 млн. рублей;

б) торговые объекты (территории) второй категории, к которой относятся:

- торговые объекты (территории), если на них или на аналогичных торговых объектах (территориях) на территории субъекта РФ в течение последних 3 лет совершено или предотвращено от 1 до 4 террористических акта и (или) в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершение (попытка к совершению) террористических актов;

- торговые объекты (территории), в районе расположения которых в течение последних 3 лет вводился критический («красный») уровень террористической опасности от 2 до 4 раз и (или) высокий («желтый») уровень террористической опасности от 2 до 8 раз или повышенный («синий») уровень террористической опасности более 6 раз либо в течение последних 12 месяцев вводился критический («красный») уровень террористической опасности от 1 до 2 раз и (или) высокий («желтый») уровень террористической опасности от 1 до 4 раз или повышенный («синий2) уровень террористической опасности от 2 до 4 раз;

- торговые объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 200 до 1000 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - от 15 до 50 млн. рублей;

в) торговые объекты (территории) третьей категории, к которой относятся:

- торговые объекты (территории), если на них или на аналогичных торговых объектах (территориях) на территории субъекта РФ в течение последних 3 лет не зафиксировано совершение (попытка к совершению) террористических актов;

- торговые объекты (территории), в районе расположения которых в течение последних 3 лет вводился высокий («желтый») уровень террористической опасности не более 1 раза или повышенный («синий») уровень террористической опасности менее 4 раз либо в течение последних 12 месяцев вводился критический («красный») уровень террористической опасности от 1 до 2 раз и (или) высокий («желтый») уровень террористической опасности от 2 до 4 раз или повышенный («синий») уровень террористической опасности менее 2 раз;

- торговые объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 50 до 200 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости от 5 до 15 млн. рублей.

Всем торговым объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 12 настоящих требований (пункт 13 Постановления № 1273).

Для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия[2] по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований (пункт 14 Постановления № 1273).

Срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней.

Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования торгового объекта (территории), который составляется в произвольной форме и содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении торговому объекту (территории) соответствующей категории, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности торгового объекта (территории), а также рекомендации и перечень мер по приведению его антитеррористической защищенности в соответствие с настоящими требованиями (пункт 18 Постановления № 1273)[3].

 

Пунктом 21 Постановления № 1273 установлено, что на каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории).

Паспорт безопасности составляется руководителем объекта на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) с учетом данных, предоставляемых членами комиссии в соответствии с их компетенцией, и утверждается правообладателем торгового объекта (территории) либо уполномоченным им должностным лицом.

Паспорт безопасности в течение 30 дней со дня его составления подлежит согласованию с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ и уполномоченного органа субъекта РФ по месту нахождения торгового объекта (территории) или уполномоченными ими должностными лицами[4].

 

На официальном сайте Минпромторга РФ - http://minpromtorg.gov.ru по состоянию на 17.07.18[5] содержаться следующие Разъяснения о порядке применения требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), в частности:

«Действие постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г. N 1273 распространяется на предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на правообладателей торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).

Кроме того, на правообладателя торгового объекта (территории) возлагается организация работы по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) и за разработку Паспорта безопасности торгового объекта (территории)».

 

Подводя итоги изложенному, можно сделать вывод о том, что оформление паспорта безопасности на торговый объект возлагается на правообладателя, который может являться как собственником объекта, так и арендатором, при выполнении следующих условий:

- правообладатель осуществляет торговую деятельность на объекте в соответствии с Законом № 381-ФЗ;

 - торговый объект включен в Перечень торговых объектов, о чем правообладатель должен быть уведомлен в течение одного месяца с момента включения объекта в указанный Перечень.

 

Таким образом, обязанность оформить паспорт безопасности может возникнуть у Организации по месту нахождения офиса как собственника торгового объекта, либо по месту нахождения обособленного подразделения как арендатора торгового объекта в том случае, если по месту нахождения такого торгового объекта Организация осуществляет торговую деятельность и указанный торговый объект включен в соответствующий Перечень, о чем Организация должна быть уведомлена в письменном виде.

 

 

Кроме того, как было отмечено нами выше, оформление паспорта безопасности может потребоваться в связи с тем, что объект является местом массового пребывания людей.

 

На основании пункта 6 статьи 3 Закона № 35-ФЗ под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

 

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 272 перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов РФ или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В перечень мест массового пребывания людей включаются места массового пребывания людей, собственниками которых или лицами, использующими места массового пребывания людей на ином законном основании (далее - правообладатели мест массового пребывания людей), не являются федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» или которые не относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование места массового пребывания людей, а также не подлежат обязательной охране войсками национальной гвардии РФ.

 

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.18 № 09АП-28142/2018 по делу № А40-25980/18 в отношении пункта 2 Постановления № 272 были сделаны следующие выводы:

«В соответствии с п. 2 Требований постановления Правительства N 272 "Перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов РФ или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел РФ и Министерства РФпо делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий". Из данного пункта следует, что объект может быть отнесен к категории мест массового пребывания людей на основании решения органа местного самоуправления».

 

Таким образом, перечень мест массового пребывания людей определяется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

 

При этом в Приложении к Письму МВД РФ от 29.12.15 № 1/10983 были даны следующие разъяснения:

«Учитывая, что в данном понятии используется словосочетание "при определенных условиях", не каждое общественное место или место общего пользования, площадь которого позволяет разместить более 50 человек, может включаться в перечень ММПЛ.

В нормативных правовых актах содержание формулировки "определенные условия" не раскрывается. К данным условиям могут быть отнесены, например, время суток и (или) года, выходной или праздничный день, торжественное мероприятие и иные условия, при соблюдении которых на территории (в месте) возможно нахождение людей числом более 50.

При этом данные условия важны также для определения требований, которыми следует руководствоваться при осуществлении антитеррористической защищенности. Например, если в лесопарковой зоне еженедельно проходят массовые оздоровительные пробежки граждан, данное место следует включать в Перечень со всеми вытекающими последствиями. Если же там несколько раз в год проводятся какие-либо культурно-зрелищные мероприятия, то в вопросах его антитеррористической защищенности рекомендуется руководствоваться положениями иных нормативных правовых актов».

 

Из изложенного можно сделать вывод о том, что в перечень мест массового пребывания людей могут быть включены не все объекты, площадь которых позволяет разместить более 50 человек.

 

Пунктом 6 Постановления № 272 установлено, что категорирование мест массового пребывания людей проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий.

На основании пункта 8 Постановления № 272 для проведения категорирования места массового пребывания людей и оценки состояния его антитеррористической защищенности решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей (далее - комиссия).

Комиссия создается в течение 30 дней со дня включения места массового пребывания людей в соответствующий перечень мест массового пребывания людей.

В силу пункта 9 Постановления № 272 комиссию возглавляет руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (глава муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, либо уполномоченное им должностное лицо.

В состав комиссии включаются правообладатель места массового пребывания людей, представители территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел РФ (по согласованию), территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ и территориального органа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При необходимости к работе комиссии привлекаются представители собственников объектов, которые располагаются в границах места массового пребывания людей либо в непосредственной близости к нему.

Обследование места массового пребывания людей осуществляется в срок, не превышающий 30 дней со дня создания комиссии.

Пунктами 10 - 20 Постановления № 272 установлено, что в зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей[6]:

а) место массового пребывания людей 1 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;

б) место массового пребывания людей 2 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;

в) место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.

 

Результаты работы комиссии в 10-дневный срок со дня обследования оформляются актом обследования и категорирования места массового пребывания людей, который составляется в произвольной форме, содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении месту массового пребывания людей соответствующей категории, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, а также рекомендации и перечень мер по приведению его антитеррористической защищенности в соответствие с настоящими требованиями[7].

 

На каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности.

Паспорт безопасности составляется в 6 экземплярах, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел РФ, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ и территориального органа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (главой муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

Направление паспортов безопасности на согласование осуществляется с сопроводительными письмами.

Согласование паспорта безопасности осуществляется в течение 30 дней со дня его разработки.

Паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей[8].

 

С учетом приведенных норм можно сделать вывод о том, что паспорт безопасности следует оформлять в отношении тех мест массового пребывания людей, которые включены в соответствующий перечень, определенный органом исполнительной власти (органом местного самоуправления).

Решение о создании комиссии для проведения категорирования места массового пребывания людей принимается руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

После проведения обследования и категорирования места массового пребывания людей комиссией составляется паспорт безопасности.

 

Обязанность составлять паспорт безопасности в отношении места массового пребывания людей на лицо, владеющее указанным местом на правах собственника или на ином законном праве (аренды) положениями Постановления № 272 прямо не установлена.

Отметим, что Приказом Департамента социальной защиты населения г. Москвы «Об антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей» от 06.07.15 № 568 утверждено Приложение № 2, в котором предусмотрен более конкретный порядок составления паспорта безопасности в отношении объекта массового пребывания людей.

 

Между тем, разъяснения, касающиеся субъекта, у которого возникают обязанности по составлению паспорта безопасности в отношении объекта массового пребывания людей, данным Приказом не предусмотрены.

 

При этом хотелось бы обратить Ваше внимание следующие нормы Закона № 35-ФЗ, Постановления № 272 и судебную практику, касающуюся порядка применения положений Постановления № 272.

 

В силу пункта 3 Постановления № 272 организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая мероприятия по защите служебной информации ограниченного распространения, осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах территорий субъектов РФ или муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей.

На основании пункта 3 статьи 5 Закона № 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Пунктом 3.1 статьи 5 Закона № 35-ФЗ предусмотрено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

 

Таким образом, в общем случае, обязанности по исполнению требований, установленных, в частности, Постановлением № 272, возложены как на исполнительные органы государственной власти, так и на владельцев соответствующих объектов.

 

В Апелляционном определении Московского городского суда от 22.05.2017 по делу № 33-15741/2017 рассматривался вопрос об отсутствии паспорта сделки в отношении места массового пребывания людей, претензии предъявлялись межрайонной прокуратурой г. Москвы к Управе района Хамовники г. Москвы:

«Из материалов дела следует, что Хамовнической межрайонной прокуратурой г. Москвы была проведена проверка, в том числе, антитеррористической защищенности и безопасности в АНО Центр театрально-музыкального обучения "Отражение", которое осуществляет деятельность в рамках социальной программы по организации досуговой и социально-воспитательной деятельности с детьми, подростками, молодежью и другими категориями населения в нежилом помещении по адресу: *****. площадью * кв. м, состоящего из * кабинетов.

Как установлено проверкой, данная деятельность осуществляется без согласованного паспорта объекта.

В то же время, истец полагал, что характер проводимых АНО мероприятий является массовым, при этом, установить точную численность находящихся в помещении единовременно людей, по мнению истца, не представляется возможным, в силу чего, Управа района Хамовники г. Москвы обязана провести категорирование объекта и разработать паспорт безопасности.

Разрешая дело по существу, руководствуясь ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", суд пришел к выводу, что в нарушение указанного законодательства, ответчик допускает осуществление АНО Центр театрально-музыкального обучения "Отражение" деятельности без паспорта комплексной безопасности и антитеррористической защищенности объекта, расположенного по адресу *****, посчитав, что данные представленного истцом паспорта доступности для инвалидов общественного здания, опровергают доводы ответчика о невозможности нахождения в указанных помещениях более 49 человек. И поскольку, на день вынесения решения сведений о разработке и направлении ответчиком на согласование паспорта комплексной безопасности и антитеррористической защищенности не представлено, суд посчитал возможным исковые требования удовлетворить.

Судебная коллегия, рассматривая дело по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, с данным выводом суда первой инстанции согласиться не может, в силу следующего.

Согласно ст. 3 ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" антитеррористическая защищенность объекта (территории) это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и формы паспортов безопасности таких мест (далее Требования).

Статьей 5 ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В соответствии с п. 2 Требований перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно п. 5 Требований антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей.

Согласно п. 6 Требований категорирование мест массового пребывания людей проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий.

В силу п. 8 Требований для проведения категорирования места массового пребывания людей и оценки состояния его антитеррористической защищенности решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей (далее - комиссия).

Согласно п. 10 Требований в зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей:

а) место массового пребывания людей 1 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;

б) место массового пребывания людей 2 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;

в) место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.

Расчет количества людей проводится путем проведения мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории места массового пребывания людей в течение 3 дней, включая рабочие и выходные (праздничные) дни (п. 11).

На каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности (п. 14).

Таким образом, исходя из положений вышеуказанного законодательства, категорирования объекта и разработка паспорт комплексной безопасности и антитеррористической защищенности проводятся только в отношении места массового пребывания людей.

При этом, под местом массового пребывания людей, в любом случае, понимается территория общего пользования, на которой при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Как усматривается из материалов дела, на основании договора N * от *** г. на реализацию социальной программы (проекта) "***" Управа района Хамовники г. Москвы предоставила АНО Центр театрально-музыкального обучения "Отражение" нежилое помещение общей площадью * кв. м, расположенное по адресу *****, во временное пользование.

Исходя из протокола встречи Главы управы с досуговыми организациями от * г., дополнительного соглашения от * г. к договору социального заказа, расписания занятий в АНО Центр театрально-музыкального обучения "Отражение", приказа N * от * г. со стороны ответчика и третьего лица приняты меры по ограничению максимальной численности лиц, допускаемых в вышеуказанное нежилое помещение - до 49 человек….

…С учетом того, что каких-либо доказательств, свидетельствующих об одновременном присутствии 50 и более человек на территории указанного помещения, не имеется, что не позволяет отнести данное помещение к месту массового пребывания людей, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы обоснованными, а выводы суда ошибочными.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Хамовнического районного суда г. Москвы от 09 августа 2016 года и отказе в удовлетворении исковых требований».

 

Судом был сделан вывод о том, что рассматриваемый ими объект не относился к месту массового пребывания людей. В связи с чем, прокуратуре было отказано в соответствующем иске.

 

В Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.09.17 № Ф01-3616/2017 по делу № А28-14741/2016 рассматривался вопрос о правомерности привлечения к административной ответственности Предпринимателя, в связи с отсутствием паспорта безопасности в отношении объекта, включенного в перечень мест массового пребывания людей:

«Как следует из материалов дела, объект недвижимости, находящийся по адресу: Российская Федерация, Кировская область, г. Киров, Нововятский район, ул. Кирова, д. 34, общей площадью 594,9 квадратного метра, принадлежит Предпринимателю на праве собственности.

Постановлением Администрации от 04.12.2015 N 4343-п утвержден состав межведомственной комиссии по обследованию мест массового пребывания людей, расположенных на территории Нововятского района и отнесенных к ведению муниципального образования "Город Киров", для проведения их категорирования и паспортизации; утвержден перечень мест массового пребывания людей в муниципальном образовании "Город Киров", подлежащих обследованию, категорированию и паспортизации.

В Перечень включен объект - "Торговый Дом", расположенный по адресу: г. Киров, Нововятский р-н, ул. Кирова, д. 34.

По результатам обследования данного объекта межведомственной комиссией составлен акт обследования и категорирования от 10.03.2016, согласно которому объекту присвоена третья категория потенциальной опасности. Подпись Предпринимателя в акте отсутствует.

Администрация в письме от 15.03.2016 N 451-01-08НР уведомила ответчика о том, что принадлежащий ему на праве собственности объект включен в перечень объектов, на которые разрабатываются паспорта безопасности (антитеррористической защищенности), членами межведомственной комиссии объекту присвоена третья категория потенциальной опасности, потребовала принять меры по разработке паспорта безопасности и в срок до 30 апреля 2016 года письменно уведомить территориальное управление администрации города Кирова по Нововятскому району о проделанной работе.

Предприниматель в ответ на указанное уведомление письмом от 24.03.2016 сообщил, что в обследовании объекта участия не принимал, о дате и времени проведения обследования не был уведомлен, тем самым были нарушены его права, просил исключить объект из перечня мест массового пребывания людей.

06.04.2016 состоялось дополнительное заседание межведомственной комиссии по обследованию мест массового пребывания людей для проведения их категорирования и паспортизации с участием представителя собственника объекта (протокол от 06.04.2016), по итогам которого было принято решение: оставить объекту третью категорию потенциальной опасности, провести дополнительное обследование объекта.

13.04.2016 состоялось повторное комиссионное обследование объекта, о котором Предприниматель был извещен. По итогам обследования изменения в акт обследования и категорирования объекта от 10.03.2016 не внесены; дополнительный акт по результатам повторного обследования не составлялся.

В письмах от 10.05.2016 N 851-01-08НР и от 06.12.2016 N 9545-18-11, адресованных Предпринимателю, Администрация изложила обстоятельства по факту проведения повторного комиссионного обследования, также сообщила о необходимости разработать паспорт безопасности объекта.

Ссылаясь на неисполнение Предпринимателем обязанности по составлению паспорта безопасности объекта, Администрация обратилась в арбитражный суд с иском….

…Федеральный закон N 35-ФЗ устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 35-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В статье 5.2 Федерального закона N 35-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму, при этом в пункте 4 данной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в их ведении.

На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что Администрация не обосновала основание настоящих исковых требований об обязании разработать паспорт безопасности здания, находящегося в частной собственности.

В силу пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 N 272 утверждены Требования N 272.

В пункте 5 Требований N 272 установлено, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению безопасности проводится категорирование мест массового пребывания людей с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий.

Для проведения категорирования места массового пребывания людей и оценки состояния его антитеррористической защищенности решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей, которую возглавляет руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (глава муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, либо уполномоченное им должностное лицо. Акт обследования и категорирования места массового пребывания людей составляется в 6 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности места массового пребывания людей (пункты 8, 9 Требований N 272).

Согласно пунктам 14, 16 Требований N 272 на каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности, который является информационно-справочным документом, отражающим состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержащим перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей.

Как следует из Положения о межведомственной комиссии по обследованию мест массового пребывания людей на территории муниципального образования "город Киров", утвержденного постановлением Администрации от 04.12.2015 N 4343-п, комиссия в пределах своей компетенции имеет право проводить обследование, категорирование и паспортизацию мест массового пребывания людей. Основной формой работы комиссии является проведение обследования, категорирования и паспортизации мест массового пребывания людей членами комиссии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 N 272. В состав комиссии включаются представители Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кировской области (по согласованию), Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кирову (по согласованию), Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области (по согласованию), сотрудники отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Кирова, собственники и правообладатели мест массового пребывания людей.

Таким образом, суды обоснованно указали, что действующее нормативно-правовое регулирование относит составление паспорта безопасности к полномочиям специально созданной межведомственной комиссии, в состав которой подлежит включению как ответчик, как собственник объекта, отнесенного к местам массового пребывания людей, так и истец как орган местного самоуправления.

Вопреки доводу заявителя из положений Требований N 272 не следует, что составление паспорта безопасности безусловно возложено на собственника помещения.

С учетом полномочий Администрации и отсутствия доказательств возложения на Предпринимателя указанной обязанности суды правомерно отказали в удовлетворении искового требования.

Несогласие Администрации с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, и не является основанием для отмены принятых судебных актов».

 

Таким образом, Судом было отказано в удовлетворении иска Администрации на том основании, что Предприниматель – владелец объекта, не является соответствующим субъектом, на которого возложены обязанности по оформлении паспорта безопасности. По мнению Суда, составление паспорта безопасности отнесено к полномочиям специально созданной комиссии, в которую должен входить, в том числе, владелец объекта.

 

С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что составление паспорта безопасности в отношении объекта, включенного в перечень мест массового пребывания людей, возложено на комиссию, участником которой должен, в том числе, владелец объекта.

 

Отметим, что некоторыми частными специалистами по вопросу порядка оформления паспорта безопасности в отношении объектов, отнесенных к местам массового пребывания людей, даются следующие разъяснения:

«На практике, в городе Москве, вопросом определения перечня мест массового пребывания людей, для объектов находящихся в собственности юридических лиц, а также муниципальных предприятий занимается Управа района, в котором расположено место массового пребывания людей. Зачастую, ввиду большого количества мест массового пребывания людей на территории района, в данный перечень на настоящий момент, в основном включены, муниципальные учреждения и объекты, попадающие под первую категорию (свыше 1000 человек).

Однако важно понимать, что если на территории Вашего объекта при определенных обстоятельствах может одномоментно находится 50 и более человек, то Ваш объект относится к местам массового пребывания людей и рано или поздно попадет в данный перечень. В любом случае мы рекомендуем написать запрос в Управу района на проведения категорирования объекта как места массового пребывания людей и получить от них письменный ответ, в зависимости от которого будет ясно требуется ли для Вашей организации разрабатывать Паспорт безопасности объекта (места) массового пребывания людей или нет…».

 

 

Отдельно обращаем Ваше внимание, что положениями Постановления № 272 четко не регламентировано, в каких случаях владельцем объекта в целях оформления паспорта безопасности будет являться собственник, а в каких арендатор.

Возникновение такой обязанности, на наш взгляд, целесообразно уточнить у исполнительного органа государственной власти, в частности, у управы соответствующего района города Москвы.

 

Еще раз отметим, что в силу пункта 4 Постановления № 1273 настоящие требования не распространяются на торговые объекты (территории), относящиеся к объектам (территориям), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства РФ.

 

Таким образом, в случае, если в отношении объекта, принадлежащего Вашей Организации на праве собственности и/или на праве аренды, возникает обязанность по оформлению паспорта безопасности в соответствии с Постановлением № 272 на том основании, что объект включен в перечень мест массового пребывания людей, то обязанности по составлению паспорта безопасности в соответствии с Положениями 1273 в отношении этого же объекта, на наш взгляд, не возникнет.

 

 

Коллегия Налоговых Консультантов, 23 августа 2018 года



[1] Степень угрозы совершения террористического акта на торговом объекте (территории) определяется на основании данных территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел РФ и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии РФ об обстановке в районе расположения торгового объекта (территории), о количестве совершенных или предотвращенных террористических актов на торговом объекте (территории) или на аналогичных торговых объектах (территориях) на территории субъекта РФ, а также о количестве и характере вводимых в районе расположения торгового объекта (территории) уровнях террористической опасности в соответствии с Указом Президента РФ от 14.06.12 № 851.

Возможные последствия совершения террористического акта определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, а также о возможном материальном ущербе и об ущербе окружающей природной среде.

[2] Пунктами 15 – 17 Постановления № 1273 предусмотрено, что в состав комиссии включаются:

а) представители торгового объекта (территории), отвечающие за безопасность и инженерно-технические средства охраны, а также иные специалисты по решению правообладателя объекта (территории), в том числе представители организации, осуществляющие техническую эксплуатацию торгового объекта (территории);

б) представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, территориального органа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения торгового объекта (территории) (по согласованию);

в) представители уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления (по согласованию).

К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций в области проектирования и эксплуатации технологических систем и специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности торговых объектов (территорий).

Комиссию возглавляет руководитель объекта или уполномоченное им лицо (далее - председатель комиссии).

В ходе своей работы комиссия:

а) осуществляет сбор и анализ исходных данных о торговом объекте (территории);

б) изучает конструктивные и технические характеристики торгового объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования торгового объекта (территории);

в) определяет степень угрозы совершения террористического акта на торговом объекте (территории) и возможные последствия его совершения;

г) выявляет потенциально опасные участки торгового объекта (территории) и (или) его критические элементы;

д) определяет категорию торгового объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию либо рекомендует исключить торговый объект (территорию) из перечня, предусмотренного пунктом 5 настоящих требований, при отсутствии у торгового объекта (территории) признаков, позволяющих его отнести к определенной категории;

е) проводит обследование торгового объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;

ж) определяет с учетом категории торгового объекта (территории) и оценки состояния его антитеррористической защищенности необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования.

[3] Акт обследования и категорирования торгового объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности.

При наличии разногласий между членами комиссии по вопросам категорирования торгового объекта (территории) решение принимается в ходе согласительного совещания большинством голосов членов комиссии с решающим голосом председателя комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории), при этом их особое мнение приобщается к акту обследования и категорирования торгового объекта (территории).

[4] Пунктами 22 и 23 Постановления № 1273 предусмотрено, что паспорт безопасности составляется в 2-х экземплярах.

Один экземпляр паспорта безопасности хранится в уполномоченном органе субъекта РФ, на территории которого расположен торговый объект (территория), второй - у правообладателя торгового объекта (территории).

Заверенные правообладателем копии (электронные копии) паспорта безопасности направляются в территориальный орган безопасности, территориальный орган Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по месту нахождения торгового объекта (территории).

При невозможности обеспечения правообладателем торгового объекта (территории) сохранности экземпляра паспорта безопасности он передается на хранение в уполномоченный орган субъекта РФ, на территории которого расположен торговый объект (территория).

Информация, содержащаяся в паспорте безопасности, является информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством РФ о коммерческой тайне.

Решение о присвоении паспорту безопасности грифа секретности принимается в соответствии с законодательством РФ.

В силу пункта 24 Постановления № 1273 в случаях, когда земельный участок, здание, строение и сооружение используются для размещения торговых объектов (территорий), принадлежащих нескольким правообладателям торговых объектов (территорий), составление паспорта безопасности осуществляется совместно всеми руководителями объектов или по соглашению между правообладателями торговых объектов (территорий) одним из руководителей объекта.

Паспорт безопасности при его совместном составлении подлежит утверждению всеми правообладателями торговых объектов (территорий).

Паспорт безопасности при его составлении одним из руководителей объекта утверждается правообладателем торгового объекта (территории), руководителем объекта которого он составлен, по согласованию с другими правообладателями торговых объектов (территорий).

Количество копий (электронных копий) паспорта безопасности и их направление другим правообладателям торговых объектов (территорий) определяется по соглашению между правообладателями торговых объектов (территорий).

[6] Расчет количества людей проводится путем проведения мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории места массового пребывания людей в течение 3 дней, включая рабочие и выходные (праздничные) дни.

Площадь, занимаемая одним человеком, при определении прогнозируемого максимального количества людей в месте их массового пребывания и при отсутствии соответствующих положений в технических регламентах, национальных стандартах РФ, сводах правил, строительных нормах и правилах РФ принимается равной 0,5 кв. метра.

В зависимости от обстановки, складывающейся в районе расположения места массового пребывания людей, комиссией может быть принято решение о присвоении месту массового пребывания людей категории выше или ниже, чем это предусмотрено пунктом 10 настоящих требований.

При принятии комиссией указанного решения учитывается количество совершенных на территории субъекта РФ террористических актов (предпринятых попыток совершения) в течение последних 12 месяцев.

[7] Общий вывод о достаточности антитеррористической защищенности места массового пребывания людей делается в случае, если установленные требования к физической охране, оборудованию средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны места массового пребывания людей выполнены в соответствии с его категорией.

Акт обследования и категорирования места массового пребывания людей составляется в 6 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности места массового пребывания людей (далее - паспорт безопасности).

При наличии разногласий между членами комиссии по вопросам категорирования места массового пребывания людей решение принимается в ходе согласительного совещания большинством голосов членов комиссии с решающим голосом председателя комиссии. Неурегулированные разногласия включаются в акт обследования и категорирования места массового пребывания людей с указанием особых мнений членов комиссии.

[8] Паспорт безопасности является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования», если ему не присваивается гриф секретности.

Решение о присвоении паспорту безопасности грифа секретности принимается в соответствии с законодательством РФ.

Первый экземпляр паспорта безопасности хранится в исполнительном органе государственной власти субъекта РФ (администрации муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, остальные экземпляры хранятся в территориальном органе безопасности, территориальных органах Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и у правообладателя места массового пребывания людей.

При невозможности обеспечения правообладателем места массового пребывания людей сохранности экземпляра паспорта безопасности он передается на хранение в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (администрацию муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

Актуализация паспорта безопасности происходит не реже одного раза в 3 года, а также в следующих случаях:

а) изменение основного назначения и значимости места массового пребывания людей;

б) изменение общей площади и границ места массового пребывания людей;

в) изменение угроз террористического характера в отношении места массового пребывания людей;

г) возведение в границах места массового пребывания людей либо в непосредственной близости к нему каких-либо объектов.

При актуализации паспорт безопасности согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел РФ, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ и территориального органа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение 30 дней со дня внесения в него изменений.


Назад в раздел