Главная / Консультации / Банковский аудит / Департамент банковского аудита по вопросу правомерности увольнения сотрудников - беременных женщин и лиц с семейными обязанностями в связи с сокращением штата и началом процедуры ликвидации в случае отзыва лицензии у кредитной организации.

Департамент банковского аудита по вопросу правомерности увольнения сотрудников - беременных женщин и лиц с семейными обязанностями в связи с сокращением штата и началом процедуры ликвидации в случае отзыва лицензии у кредитной организации.

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

18.08.2016
Вопрос

Вопросы.
1.    Сотрудница Банка у которой есть ребенок до 1,5 лет находится в простое, у Банка происходит отзыв лицензии, имеет ли право Работодатель уволить вышеуказанную сотрудницу в связи с сокращением штата и началом процедуры ликвидации Банка?
2.    Сотрудница Банка беременна на момент сокращения штата в связи с ликвидацией Банка, имеет ли право Работодатель уволить вышеуказанную сотрудницу в связи с сокращением штата и началом процедуры ликвидации Банка?
3.    Сотрудница Банка получила уведомление о сокращении штата, подписала его, но на момент увольнения она узнала о своей беременности и сообщила об этом Работодателю, имеет ли право Работодатель уволить вышеуказанную сотрудницу в связи с сокращением штата и началом процедуры ликвидации Банка?
Ответ

Мнение консультантов.

Общие основания прекращения трудового договора указаны в статье 77 ТК РФ, одним из которых является расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 настоящего Кодекса).

Как предусмотрено пунктами 1 и 2 части 1 статьи 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в том числе, в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, а также сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. При этом частью 6 статьи 81 ТК РФ закреплено, что не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Данное требование установлено в части 2 статьи 180 ТК РФ.

При этом статьей 261 ТК РФ при расторжении трудового договора установлены дополнительные гарантии для беременных женщин (часть 1) и лицам с семейными обязанностями, к которым часть 4 статьи 261 ТК РФ, в том числе, относит женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет[1]. Такой дополнительной гарантией является недопущение расторжения трудовых договоров с указанными лицами по инициативе работодателя за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Таким образом, все сотрудницы Банка, указанные в тексте вопроса имеют дополнительные гарантии при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренные трудовым законодательством. При этом следует отметить, что, если сотрудница Банка на момент подписания уведомления о сокращении штата не знала о своей беременности, а узнала, как указано в тексте вопроса на момент увольнения, на нее также распространяются дополнительные гарантии, предусмотренные статьей 261 ТК РФ. Так, в Постановлении Пленума ВС РФ от 28.01.2014г. № 1[2] определено, что увольнение беременной женщины по инициативе работодателя запрещается, отсутствие у работодателя сведений о ее беременности не является основанием для отказа в удовлетворении иска о восстановления на работе (абзац 1 пункта 25). Кроме того, в Определении ВС РФ от 25.09.2014г. № 37-КГ14-4 указано, что гарантия в виде запрета увольнения беременной женщины по инициативе работодателя, предусмотренная частью 1 статьи 261 ТК РФ, подлежит применению и к отношениям, возникающим при расторжении трудового договора по соглашению сторон (пункт 1 части 1 статьи 77 ТК РФ).

Одновременно, как отмечено в пункте 28 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004г. № 2[3], основанием для увольнения работников по части 1 статьи 81 ТК РФ является решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном статьей 61 ГК РФ порядке.

Согласно пункту 9 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц (далее по тексту – ЕГРЮЛ) в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Таким образом, из буквального прочтения указанных норм следует, что увольнение беременных и лиц с семейными обязанностями по инициативе работодателя правомерно только в случае ликвидации организации.

Исходя из общедоступной информации у Банка отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

В статье 1 Закона № 395-1 кредитная организация определена как юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

В соответствии с частью 7 статьи 20 Закона № 395-1 после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями статьи 23.1 настоящего Федерального закона, а в случае признания ее банкротом – в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

На основании данной нормы, на наш взгляд, можно сделать вывод, о том, что процесс делицензирования означает фактическое прекращение банковской деятельности кредитной организации, однако не означает одновременного прекращения деятельности кредитной организации как юридического лица.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России:

«не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва лицензии, назначает в кредитную организацию временную администрацию в соответствии с требованиями параграфа 4.1 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;

совершает действия, предусмотренные статьей 23.1 настоящего Федерального закона».

Приказом Банка России назначена временная администрация по управлению кредитной организацией.

Согласно размещенной на сайте Банка информации, временная администрация осуществляет свои полномочия в кредитной организации со дня своего назначения до дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации и прекращает свою деятельность на основании соответствующего приказа Банка России. Данная норма закреплена пунктом 3 статьи 189.27 Закона № 127-ФЗ.

Частью 11 статьи 20 Закона № 395-1 установлено, что оплата расходов, связанных с исполнением текущих обязательств[4] кредитной организации, производится назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией на основании сметы расходов, утверждаемой Банком России.

В случае приостановления полномочий исполнительных органов финансовой организации временная организация, в том числе, осуществляет функцию исполнения полномочий исполнительных органов финансовой организации. Об этом говорится в подпункте 1 пункта 1 статьи 183.11 Закона № 127-ФЗ.

Таким образом, на основании указанных норм временная администрация, управляющая кредитной организацией, вправе сокращать численность или штат сотрудников в общем порядке, предусмотренном трудовым законодательством для работодателя.

По информации, размещенной на сайте Банка, временная администрация по его управлению известила своих кредиторов о возможности предъявления своих требований в соответствии с пунктом 12 статьи 189.35[5] Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и порядка признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства, как уже отмечалось ранее, установлены параграфом 4.1 главы IX Закона № 127-ФЗ.

В соответствии со статьей 189.58 Закона № 127-ФЗ дело о банкротстве кредитной организации рассматривается арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ и настоящим Федеральным законом.

Арбитражный суд, принявший решение о признании кредитной организации банкротом, направляет данное решение в Банк России, а также в уполномоченный орган регистрирующий орган для внесения им в ЕГРЮЛ записи о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации (пункт 11 статьи 189.67 Закона № 127-ФЗ).

По результатам рассмотрения дела о банкротстве кредитной организации арбитражным судом может быть принято решение о признании кредитной организации банкротом и об открытие конкурсного производства (пункты 1 и 6 статьи 189.67 Закона № 127-ФЗ) либо решение об отказе в признании кредитной организации банкротом (статья 189.69 Закона № 127-ФЗ). В случае принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом конкурсное производство проводится в порядке, установленном параграфом 4.1 главы IX Закона № 127-ФЗ.

Статьей 189.78 Закона № 127-ФЗ определены полномочия конкурсного управляющего. Так, согласно пункту 1 указанной статьи конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя кредитной организации и иных органов управления кредитной организации в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим параграфом. В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 189.78 Закона № 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан уведомить работников кредитной организации о предстоящем увольнении не позднее одного месяца со дня введения конкурсного производства. Подпунктом 2 пункта 4 рассматриваемой статьи определено, что конкурсный управляющий вправе увольнять работников кредитной организации, в том числе руководителя кредитной организации, изменять условия трудовых договоров, переводить работников на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом.

Из совокупности вышеприведенных норм законодательства, следует, что после отзыва у кредитной организации Банком России лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована. Если ко дню отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Законом № 127-ФЗ, то ликвидация кредитной организации проводится в порядке конкурсного производства, который является длительным по продолжительности процессом, начинающимся с признания решением арбитражного суда кредитной организации банкротом и введения конкурсного производства и завершающимся по окончании конкурсного производства[6] (о чем выносится определение арбитражного суда) внесением сведения о прекращении существования кредитной организации в ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Таким образом, на наш взгляд, увольнение указанных в тексте вопроса сотрудников, имеющих дополнительные гарантии в соответствии со статьей 261 ТК РФ возможно только после вынесения арбитражным судом решения о признании Банка несостоятельным (банкротом), внесении в ЕГРЮЛ записи о нахождении его в стадии ликвидации и открытии в отношении него конкурсного производства. Иными словами, в рассматриваемой ситуации, указанные сотрудники могут быть уволены в процессе конкурсного производства с соблюдением требований, установленных статьями 178 и 180[7] ТК РФ. Увольнение данных сотрудников в связи с сокращение штата и началом процедуры ликвидации Банка, то есть в период управления временной администрацией, неправомерно.

Мнение консультантов подтверждается разъяснениями данными Федеральной службой по труду и занятости[8] согласно которым, если кредитная организация признана банкротом, основанием для увольнения ее работников будет являться решение арбитражного суда о ее ликвидации, а не факт завершения процедуры ликвидации, подтвержденный внесением в ЕГРЮЛ сведений о госрегистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией (абзацы 6, 14, 15 Рекомендаций).

Аналогичная позиция была высказана Верховным судом в Определении от 25.01.2016г. № 48-КГ15-10[9]: «….расторжение конкурсным управляющим кредитной организации трудовых договоров с работниками этой организации по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, с соблюдением требований, установленных ст. 178 (выходные пособия) и 180 ТК РФ (гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации), до вынесения арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства является правомерным, поскольку осуществляется конкурсным управляющим в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Вывод судов первой и апелляционной инстанций о незаконности расторжения с Ардашевой В.В. трудового договора по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (в связи с ликвидацией организации) со ссылкой на то, что арбитражным судом определение о завершении конкурсного производства в отношении ЗАО КБ «УРАЛЛИГА» ни на момент увольнения истца, ни в период рассмотрения настоящего спора не вынесено, что ликвидация коммерческого банка не завершена и коммерческий банк из единого государственного реестра юридических лиц не исключен, является ошибочным, основанным на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и разъяснений п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2.

Завершения процедуры ликвидации кредитной организации, подтверждаемой внесением в единый государственный реестр юридических лиц сведений о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, для увольнения работника по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ не требуется, в то время как судебные инстанции полагали обратное, то есть исходили из необходимости наличия факта завершения процедуры ликвидации кредитной организации, что нельзя признать правильным».

Следует отметить, что ранее суды по вопросам, аналогичным рассматриваемому, преимущественно принимали противоположные решения. Так, в частности, в Апелляционном определении от 22.01.2014г. по делу № 33-1704 Московский городской суд указал следующее: «…Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что признание в установленном порядке или объявление лица банкротом не означает ликвидацию организации, а влечет лишь начало процесса ликвидации, и, следовательно, расторжение трудового договора с работником по данному основанию на момент признания организации банкротом в данном случае является неправомерным, поскольку фактически ликвидации КБ «Мастер-Банк» (ОАО) не было, из государственного реестра организация не исключена.

… В апелляционной жалобе истец ссылается на ч. 7 ст. 20 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений), согласно которой после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями статьи 23.1 настоящего Федерального закона, а в случае признания ее банкротом - в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Между тем выводы суда первой инстанции не противоречат указанной норме, поскольку возможность последующей ликвидации кредитной организации не свидетельствует о наличии оснований для расторжения трудового договора с работником в связи с ликвидацией организации до завершения процедуры ее ликвидации».

Аналогичные решения были вынесены и отражены в апелляционных определениях Московского городского суда от 08.06.2015г. по делу № 33-19400, от 06.08.2015г. № 33-21741/2015, от 22.01.2014г. по делу № 33-1704, в определении Верховного Суда Удмуртской Республики от 12.02.2013г. по делу № 33-505.

Однако на настоящий момент Верховным судом была сформирована правовая позиция, являющаяся обязательной к применению при рассмотрении аналогичных споров нижестоящими судами[10].

Следовательно, увольнение указанной в тексте вопроса категории сотрудников возможно только в процессе конкурсного производства при соблюдении требований трудового законодательства.

Документы и литература.

  1. ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ;
  2. ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.I) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ, (ч.II) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ;
  3. Закон № 395-1 – Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  4. Закон № 127-ФЗ – Федеральный закон Российской Федерации от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

5. Закон № 3-ФКЗ – Федеральный конституционный закон от 05.02.2014г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».



[1] Часть 4 статьи 261 ТК РФ: «Расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5-8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 336 настоящего Кодекса)».

[2] «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних».

[3] «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

[4] Под текущими обязательствами кредитной организации в том числе понимают оплату труда лиц, работающих по трудовому договору, выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения с учетом особенностей, установленных Законом № 127-ФЗ и настоящей статьей. Требования работников кредитной организации о выплате выходных пособий, компенсаций и иных выплат, размер которых установлен соответствующим трудовым договором, в случае его прекращения в части, превышающей минимальный размер соответствующих выплат, установленный трудовым законодательством, не относятся к числу текущих обязательств (части 9 и 10 статьи 20 Закона № 395-1).

[5] Статья 189.35 «Последствия приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации на период деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией».

[6] Статья 189.100 Закона № 127-ФЗ.

[7] Статья 178 ТК РФ посвящена выплате выходных пособий, а статья 180 ТК РФ - гарантиям и компенсациям работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации.

[8] Рекомендации Федеральной службы по труду и занятости по вопросу соблюдения трудового законодательства при увольнении работников в связи с ликвидацией организаций, утвержденные на заседании рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, протокол № 3, 15.07.2014г.

[9] Данный вопрос был включен в Обзор судебной практики ВС РФ № 2 (2016), утвержденного Президиумом ВС РФ 06.07.2016г.

[10] В силу пункта 1 статьи 2 Закона № 3-ФКЗ ВС РФ «является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами». Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 2 указанного закона ВС РФ в целях обеспечения единообразия применения законодательства РФ дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел