Главная / Консультации / Банковский аудит / Департамент банковского аудита по вопросу об определении суммы и даты операции клиента в целях составления ОЭС.

Департамент банковского аудита по вопросу об определении суммы и даты операции клиента в целях составления ОЭС.

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

01.09.2017
Вопрос

Описание ситуации.

В соответствии с Приложением 3 к Положению Банка России от 15 декабря 2014г. № 445-П при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Банк выявляет операции (сделки) клиентов, соответствующих признакам необычных операций, в том числе соответствующие коду вида признака 3219:

 

32

3219

Приобретение профессиональным участником на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, либо ее эквивалент в иностранной валюте по поручению клиента от имени и за счет клиента или от своего имени и за счет клиента иностранных ценных бумаг у нерезидента

 

В случае признания операции (сделки) клиента сомнительной Банк обязан направить сообщение о ней в Уполномоченный орган в порядке, установленным Положением Банка России 321-П. При этом в ОЭС в поле SUM указывается Сумма операции в валюте ее проведения, а в поле DATA указывается Дата совершения операции (сделки).

 

Вопросы.

Что в данном случае считать суммой и датой операции (сделки):

1.      дату заключения договора купли-продажи ценных бумаг и сумму договора

2.      или сумму и дату платежа в рамках данного договора?

Ответ

Мнение консультантов.

Пунктом 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма (далее по тексту – ПОД/ФТ) разрабатывать правила внутреннего контроля (далее по тексту – ПВК), назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Согласно пункту 3 статьи 7 Закона № 115-ФЗ в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ ПВК возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях ПОД/ФТ, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направить в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6[1] Закона № 115-ФЗ.

Для кредитных организаций требования к ПВК в целях ПОД/ФТ установлены Положением № 375-П.

Как указано в пункте 1.3 Положения № 375-П, ПВК по ПОД/ФТ являются комплексным документом кредитной организации или комплектом документов, определяемым кредитной организацией, регламентирующим ее деятельность по ПОД/ФТ и содержащим описание совокупности принимаемых кредитной организацией мер и предпринимаемых процедур, определенных программами осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

В частности, в числе программ, включаемых в ПВК по ПОД/ФТ, в пункте 1.6 Положения № 375-П указана программа выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях ПОД/ФТ.

В программу выявления операций на основании пункта 5.2 Положения № 375-П, в том числе, включаются:

- перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, в целях выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях ПОД/ФТ, исходя из характера, масштаба и основных направлений деятельности кредитной организации и ее клиентов;

- порядок, основания и срок принятия ответственным сотрудником (уполномоченным сотрудником в сфере ПОД/ФТ) решения о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной операции, порядок фиксации и содержание принятого решения ответственного сотрудника (уполномоченного сотрудника в сфере ПОД/ФТ). Указанное решение принимается на основании всей имеющейся в распоряжении ответственного сотрудника (уполномоченного сотрудника в сфере ПОД/ФТ) информации[2];

- порядок документального фиксирования (в том числе способы фиксирования) сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях ПОД/ФТ, обеспечивающий возможность воспроизведения деталей операции (в том числе сумму операции, валюту платежа, данные о контрагенте клиента), а также порядок представления в уполномоченный орган сведений о таких операциях.

Профессиональные участники, являющиеся кредитными организациями, при включении в перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, в программу выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях ПОД/ФТ, учитывают признаки группы 32, перечисленные в Приложении 3 к Положению № 445-П. В частности, к числу признаков необычных сделок, выявляемые при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, относится приобретение профессиональным участником по поручению клиента от имени и за счет клиента или от своего имени и за счет клиента иностранных ценных бумаг у нерезидента на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, либо ее эквивалент в иностранной валюте (код 3219).

В Методических указаниях № 18-МР Банк России рекомендует брокерам (в том числе являющимся российскими кредитными организациями) в рамках реализации программы управления риском ПОД/ФТ, а также реализации полномочий агента валютного контроля, определенных статьей 23 Закона № 173-ФЗ:

а) запрашивать у клиента, являющегося брокером, информацию о лицах, по поручению которых приобретаются ценные бумаги;

б) запрашивать у клиента по истечении пяти дней с момента приобретения по поручению клиента ценных бумаг документы, удостоверяющие права клиента, не являющегося брокером, или юридических лиц, в интересах которых действует клиент, являющийся брокером, на приобретенные ценные бумаги, а также актуальные на дату запроса документы об операциях, совершенных с приобретенными ценными бумагами (например, выписку по счету депо, отчет об операциях по счету депо владельца (номинального держателя);

В случае представления клиентом документов, из которых следует, что ценные бумаги в течение пяти дней с момента их приобретения были отчуждены, запрашивать документы, подтверждающие фактическое зачисление денежных средств по сделке, связанной с отчуждением ценных бумаг, на банковский счет клиента;

При непредставлении клиентом запрошенной информации реализовывать право на отказ в совершении операции, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ;

г) обеспечить повышенное внимание всем операциям такого клиента;

д) направлять в уполномоченный орган информацию об операциях такого клиента, с использованием, в том числе кода 3219 Приложения 3 к Положению № 445-П.

Порядок представления кредитной организацией (филиалом кредитной организации) в уполномоченный орган сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также об иных операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых у кредитной организации возникают подозрения, что они осуществляются в целях ПОД/ФТ, регламентирован Положением № 321-П.

Порядок формирования и направления кредитной организацией сведений, предусмотренных Законом № 115-ФЗ, в уполномоченный орган установлен Главой 2 Положения № 321-П, согласно пункту 2.1 которой указанные сведения направляются в виде ОЭС[3].

Описание структуры файла ОЭС представлено в Приложениях 3 и 4 к Положению № 321-П (далее по тексту – Приложение 3 и Приложение 4). Об этом сказано в пункте 2.5 Положения № 321-П. При этом, Приложение 3 содержит правила формирования ОЭС и заполнения отдельных полей записей ОЭС.

На основании пункта 16 Приложения 3 при возникновении подозрения в осуществлении клиентом операций с денежными средствами или иным имуществом в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, кредитная организация направляет в уполномоченный орган сведения о такой операции как о подозрительной (код операции 6001) с указанием в поле PRIZ6001 кода признака необычной операции.

Как указано в пункте 6 Приложения 4, в случае, если сведения предоставляются по коду «6001», то в поле «DATЕ-S» указывается дата выявления операции, сведения о которой представляются в уполномоченный орган. В силу пункта 23 Приложения 4 в поле «DATA» указывается дата совершения операции (сделки).

Согласно пункту 24 Приложения 4 в поле «SUME» указывается сумма операции в рублевом эквиваленте. В случае если операция с денежными средствами или иным имуществом осуществляется в иностранной валюте, ее размер в рублях определяется по официальному курсу Банка России, действующему на дату совершения такой операции.

В целях Закона № 115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Данное определение полностью соответствует понятию сделки, указанному в статье 153 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 2.11 Положения № 321-П днем выявления операции, указанной в пункте 3 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, следует считать день, в который в результате применения ПВК в целях ПОД/ФТ кредитной организацией было принято окончательное решение о признании операции клиента подозрительной.

Исходя из буквального прочтения указанной нормы полагаем, что день выявления подозрительной операции должен быть определен в соответствии с порядком, установленном программой выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях ПОД/ФТ, ПВК Банка.

Резюмируя выше приведенные нормы, реквизиты ОЭС, указанные в тексте запроса, по нашему мнению, подлежат заполнению следующим образом:

«DATA» - дата договора, «SUME» - сумма платежа в рублевом эквиваленте. Дополнительно в «DESCR_1» следует изложить текстовое описание критерия, на основании которого операция отнесена к разряду подозрительных.

Документы и литература.

1.                       ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.I) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ,  (ч.II) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ;

2.                       Закон № 115-ФЗ – Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

3.                       Закон № 173-ФЗ – Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

4.                       Положение № 375-П – Положение Банка России от 02.03.2012г. № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

5.                       Положение № 321-П – Положение Банка России от 29.08.2008г. № 321-П «О порядке предоставления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

6.                       Методические указания № 18-МР – Методические рекомендации Банка России от 15.07.2015г. № 18-МР «О повышении внимания брокеров к отдельным операциям».



[1] Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю.

[2] В том числе внешние доступные кредитной организации на законных основаниях источники информации, в том числе средства массовой информации и документы, характеризующие статус и деятельность клиента, осуществляющего операцию, а также представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца (при их наличии).

[3] Отчет в виде электронного сообщения - сообщение, формируемое кредитной организацией для представления в уполномоченный орган, содержащее сведения об операциях, предусмотренных Законом № 115-ФЗ, представленное в электронной форме и снабженное зарегистрированным кодом аутентификации (пункт 1.1 Положения № 321-П).


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел