Главная / Консультации / Банковский аудит / Департамент банковского аудита по вопросу об исполнении Банком обязанностей налогового агента при выплате дохода контролируемой иностранной компании

Департамент банковского аудита по вопросу об исполнении Банком обязанностей налогового агента при выплате дохода контролируемой иностранной компании

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

18.10.2017
Вопрос

Описание ситуации.
Банк планирует осуществлять выплаты дохода (не дивиденды), подпадающего под налогообложение в соответствии со ст. 309 НК РФ, иностранной компании, налоговому резиденту республики Кипр. Фактически владеют данной компанией физические лица резиденты РФ (являются контролирующими лицами данной иностранной организации).

Вопрос.
Правильно ли понимает Банк, что в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 7 НК РФ в данной ситуации обязанности банка в качестве налогового агента ограничиваются информированием налоговых органов РФ о произведенной выплате? Налог на доходы иностранных организаций, равно как и налог на доходы физических лиц банк в данной ситуации удерживать не должен?
Ответ

Мнение консультантов.

Мы согласны с мнением Банка о том, что в приведенных в тексте вопроса обстоятельствах обязанности Банка как налогового агента ограничены информированием налогового органа о выплате дохода контролируемой иностранной организации. Обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налога на доходы иностранных организаций, полученных от источников в Российской Федерации, а также налога с доходов физических лиц, признаваемых контролирующими лицами указанной иностранной организации, не возникают.

 

Обоснование мнения консультантов.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее по тексту - налог) для налогоплательщика – иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, признается прибыль, определяемая, как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 НК РФ. Это следует из совокупности норм пункта 1 статьи 246 и пункта 3 статьи 247 НК РФ.

В свою очередь, в пункте 1 статьи 309 НК РФ законодатель определил открытый перечень доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом. Доходы, указанные в пункте 1 статьи 309 НК РФ, подлежат обложению налогом у источника выплаты доходов (пункт 1.1 статьи 309 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, в валюте выплаты дохода.

В числе предусмотренных пунктом 2 статьи 310 НК РФ исключений, в частности, значатся случаи выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) Российской Федерации (далее по тексту – международные договоры по вопросам налогообложения) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ (подпункт 4). Одновременно пунктом 1 статьи 312 НК РФ установлено, что при применении положений международных договоров по вопросам налогообложения иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Помимо этого иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров по вопросам налогообложения, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Предоставление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Наряду с этим пунктом 4 статьи 7 НК РФ установлено, что в случае выплаты доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу, постоянным местонахождением которого является государство (территория), с которым имеется международный договор по вопросам налогообложения, и не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо, имеющее фактическое право на такие доходы (их часть), налогообложение выплачиваемого дохода производится в следующем порядке:

- в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), признается в соответствии с НК РФ налоговым резидентом Российской Федерации, налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй НК РФ для налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, без удержания соответствующего налога в отношении выплачиваемых доходов (их части) у источника выплаты при условии информирования налогового органа по месту постановки на учет организации - источника выплаты доходов в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (подпункт 1);

- в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), является иностранным лицом, на которое распространяется действие международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, положения указанного международного договора Российской Федерации применяются в отношении лица, которое имеет фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть) в соответствии с порядком, предусмотренным международным договором Российской Федерации (подпункт 2).

Согласно определению, закрепленному абзацем 1 пункта 2 статьи 7 НК РФ, лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях НК РФ признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией (иностранной структурой без образования юридического лица). Лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях НК РФ также признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), в интересах которого иное лицо (иная иностранная структура без образования юридического лица) правомочно распоряжаться доходом, полученным организацией (иностранной структурой без образования юридического лица), указанной в абзаце 1 настоящего пункта, или непосредственно таким иным лицом (иной иностранной структурой без образования юридического лица) (абзац 2 пункта 2 статьи 7 НК РФ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 25.13 НК РФ осуществлением контроля над организацией в целях НК РФ признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами.

На основании пункта 3 статьи 25.13 НК РФ физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов; физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов, признаются контролирующими лицами иностранной организации[1].

Не признаваемая налоговым резидентом Российской Федерации иностранная организация, контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в целях НК РФ признается контролируемой иностранной организацией (далее по тексту – КИК). Это следует из пункта 1 статьи 25.13 НК РФ.

В силу пункта 2 статьи 25.15 НК РФ прибыль КИК, определяемая в соответствии с НК РФ, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц) (далее по тексту - прибыль и доход, соответственно), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой КИК, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой КИК в соответствии с главами части второй НК РФ с учетом особенностей, установленных настоящей статьей[2]. При этом прибылью (убытком) КИК в целях НК РФ признается сумма прибыли (убытка) этой компании, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 НК РФ (пункт 1 статьи 25.15 НК РФ).

В частности, в целях Главы 23 НК РФ к числу полученных от источников за пределами Российской Федерации доходам физических лиц, признаваемых в соответствии с НК РФ контролирующими лицами этой компании относятся суммы прибыли КИК, определяемые в соответствии с НК РФ. Прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу в случае, если ее величина, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 НК РФ, составила более 10 млн.рублей (пункт 7 статьи 25.15 НК РФ[3]).

Физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, за исключением российских военнослужащих, указанных в пункте 3 статьи 207 НК РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном  статьей 225 НК РФ, исходя из сумм таких доходов (подпункт 3 пункта 1, пункт 2 статьи 228 НК РФ).

На основании изложенного считаем обоснованным вывод Банка о том, что в приведенных в тексте вопроса обстоятельствах обязанности Банка как налогового агента ограничены информированием налогового органа о выплате дохода контролируемой иностранной организации. Обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налога на доходы иностранных организаций, полученных от источников в Российской Федерации, а также налога с доходов физических лиц, признаваемых контролирующими лицами указанной иностранной организации, у Банка не возникает.

 

Документы и литература.

1.            НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ  и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

2.            Закон № 376-ФЗ - Федеральный закон от 24.11.2014г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».



[1] Кроме того, согласно пункту 6 статьи 25.13 НК РФ контролирующим лицом иностранной организации в целях НК РФ также признается лицо, в отношении доли участия которого в организации не соблюдаются условия, установленные пунктом 3 настоящей статьи, но при этом осуществляющее контроль над такой организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.

[2] Прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в контролируемой иностранной компании на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой контролируемой иностранной компании, а в случае, если такое решение не принято, то на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года контролируемой иностранной компании (пункт 3 статьи 25.15 НК РФ).

[3] В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 376-ФЗ в целях применения пункта 7 статьи 25.15 НК РФ величина прибыли КИК за 2015 год составляет 50 миллионов рублей, за 2016 год - 30 миллионов рублей.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел