Главная / Консультации / Банковский аудит / Департамент банковского аудита по вопросу о применении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и финансирования терроризма.

Департамент банковского аудита по вопросу о применении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и финансирования терроризма.

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

30.08.2017
Вопрос

Согласно Гл.4 Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Банка России 02.03.2012 N 375-П п. 4.5.:
«Фактором, влияющим на оценку риска клиента в категории "страновой риск", является наличие у кредитной организации информации об иностранном государстве (территории), в котором (на которой) осуществлена регистрация (инкорпорация) клиента (место жительства или место нахождения), регистрация бенефициарного владельца клиента (место жительства), регистрация (инкорпорация) контрагента клиента (место жительства или место нахождения), регистрация (место нахождения) банка, обслуживающего контрагента клиента, свидетельствующей о том, что:
в отношении этого иностранного государства (территории) применяются специальные экономические меры в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах"
В ПВК по ПОД/ФТ Банка сначала приведен, в т.ч указный текст Положения Банка России 375-П, далее приведены уточнения исходя из содержания специальных экономических мер, в частности по следующим странам Австралия, страны Европейского Союза, Исландия, Канада, Норвегия, США.
«В случае если государство, в котором осуществлена регистрация (инкорпорация) клиента (место жительства или место нахождения), регистрация бенефициарного владельца клиента (место жительства), регистрация (инкорпорация) контрагента клиента (место жительства или место нахождения), регистрация (место нахождения) банка, обслуживающего контрагента клиента, является государством, принявшим решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившимся к такому решению,  и входит в следующий перечень: Австралия, страны Европейского Союза, Исландия, Канада, Норвегия, США – страновой риск клиента идентифицируется по уровню «средний» при наличии у Банка информации об осуществлении клиентом внешнеэкономической деятельности, предусматривающей ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации». При отсутствии у Банка вышеуказанной информации страновой риск клиента идентифицируется по уровню «низкий».
Таким образом, Банк при оценке странового риска исходит из содержания специальных экономических мер, и общестрановой оценки указанных стран.

Правомерна ли позиция Банка?
Ответ

Мнение консультантов.

В соответствии с определениями, закрепленными статьей 3 Закона № 115-ФЗ в целях применения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее по тексту - ПОД/ФТ):

«доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления»;

«легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления»;

«операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей».

Согласно пункту  2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма (далее по тексту  - ПВК по ПОД/ФТ) разрабатываются кредитными организациями с учетом требований, установленных Банком России по согласованию с уполномоченным органом. На текущий момент такие требования установлены Положением № 375-П, согласно пункту 1.1 которого целями организации в кредитной организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ являются обеспечение защиты кредитной организации от проникновения в нее преступных доходов, а также управление риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в целях его минимизации.

ПВК по ПОД/ФТ разрабатываются в соответствии с  Законом № 115-ФЗ, Положением № 375-П и иными нормативными актами Банка России с учетом особенностей организационной структуры кредитной организации, характера продуктов (услуг), представляемых кредитной организацией клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и являются комплексным документом кредитной организации (или комплектом документов, определяемым кредитной организацией), регламентирующим ее деятельность по ПОД/ФТ и содержащим описание совокупности принимаемых кредитной организацией мер и предпринимаемых процедур, определенных программами осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (пункты 1.3, 1.4 Положения № 375-П).

Минимальный перечень программ, подлежащих включению в ПВК по ПОД/ФТ, определен пунктом 1.6 Положения № 375-П и включает, в числе прочих программу организации системы ПОД/ФТ и программу  управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее по тексту  - программа управления риском легализации).

 

Как установлено пунктом 4.1 Положения № 375-П, под управлением риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма понимается совокупность предпринимаемых кредитной организацией действий, направленных на оценку такого риска и его минимизацию посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также договором с клиентом мер, в частности, запроса дополнительных документов, их анализа, в том числе путем сопоставления содержащейся в них информации с информацией, имеющейся в распоряжении кредитной организации, отказа от заключения договора банковского счета (вклада), отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, расторжения договора банковского счета (вклада) в соответствии с Законом № 115-ФЗ.

Общие требования к содержанию и реализации программы управления риском легализации определены в Главе 4 Положения № 375-П. Так, в силу пункта 4.2 Положения  № 375-П при реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма кредитная организация обязана принимать меры по классификации клиентов с учетом критериев риска, по которым осуществляется оценка степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее по тексту - риск клиента).

Оценка риска клиента должна являться результатом анализа имеющихся у кредитной организации документов, сведений и информации о клиенте и его деятельности. Степень (уровень) риска клиента оценивается по шкале определения степени (уровня) риска клиента, которая не может состоять менее чем из двух степеней (уровней). Об этом сказано в пункте 4.7 Положения №375-П.

В соответствии с пунктом 4.3 Положения № 375-П оценка риска клиента осуществляется по одной или совокупности следующих категорий рисков:

«риск по типу клиента и (или) бенефициарного владельца;

страновой риск;

риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций».

Пунктом 4.5 Положения № 375-П факторам, влияющим на оценку риска клиента в категории «страновой риск», в числе прочего отнесено наличие у кредитной организации информации об иностранном государстве (территории), в котором (на которой) осуществлена регистрация (инкорпорация) клиента (место жительства или место нахождения), регистрация бенефициарного владельца клиента (место жительства), регистрация (инкорпорация) контрагента клиента (место жительства или место нахождения), регистрация (место нахождения) банка, обслуживающего контрагента клиента, свидетельствующей о том, что в отношении этого иностранного государства (территории) применяются специальные экономические меры в соответствии с Законом № 281-ФЗ.

 

К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения. В частности, такие меры могут быть направлены на запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление (подпункт 3 пункта 2 статьи 3 Закона № 281-ФЗ). В силу пункта 3 статьи 3 Закона № 281-ФЗ реализация специальных экономических мер обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц.

Во исполнение указов Президента Российской Федерации № 560, № 320 и № 305 Правительство Российской Федерации постановило в вести по 31.12.2017г. запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению к Постановлению № 778 (пункт 1 Постановления № 778). Обеспечение контроля за выполнением пункта 1 Постановления № 778 вменено  Федеральной таможенной службе (пункт 2 Постановления № 778).

 

Как следует из представленной в качестве приложения к вопросу выдержки из ПВК по ПОД/ФТ Банка, «Информация о странах и соответствующих уровнях риска для идентификации станового риска клиента по уровню «высокий» и «средний» систематизирована в приложении к настоящим ПВК по ПОД /ФТ «Перечень государств (территорий) с высоким и средним уровнем риска».

Страновой риск клиента идентифицируется по уровню «высокий» или «средний», в случае если иностранное государство (территория), в котором (на которой) осуществлена регистрация  (инкорпорация) клиента (место жительства или место нахождения), регистрация бенефициарного владельца клиента (место жительства), регистрация (инкорпорация) контрагента клиента (место жительства или место нахождения), регистрация (место нахождения) банка, обслуживающего контрагента клиента, входит в вышеуказанный перечень государств (территорий) (Приложение 22). В иных случаях страновой риск клиента идентифицируется по уровню «низкий».

В случае если государство, в котором осуществлена регистрация (инкорпорация) клиента (место жительства или место нахождения), регистрация бенефициарного владельца клиента (место жительства), регистрация (инкорпорация) контрагента клиента (место жительства или место нахождения), регистрация (место нахождения) банка, обслуживающего контрагента клиента, является государством, принявшим решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившимся к такому решению, и входит в следующий перечень: Австралия, страны Европейского Союза, Исландия, Канада, Норвегия, США –  страновой риск клиента идентифицируется по уровню «средний» при наличии у Банка информации об осуществлении клиентом внешнеэкономической деятельности, предусматривающей ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации». При отсутствии у Банка вышеуказанной информации страновой риск клиента идентифицируется по уровню «низкий»».

 

Одновременно согласно Приложению 22 к ПВК по ПОД/ФТ Банка «Перечень иностранных государств (территорий) с высоким и средним уровнем риска» (далее по тексту  - Приложение 22 к ПВК по ПОД/ФТ) все перечисленные государства (Австралия, страны Европейского Союза, Исландия, Канада, Норвегия, США) отнесены к числу государств со средним уровнем странового риска, для случае, когда Банк располагает если информацией об осуществлении клиентом внешнеэкономической деятельности, предусматривающей ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, указанных в Постановлении № 778. В отсутствие такой информации страновой риск определяется как низкий.

Таким образом, при оценке странового риска Банк исходит из содержания специальных экономических мер, и общестрановой оценки указанных стран.

Не опровергая правомерность применяемого Банком подхода к оценке странового риска клиента по совокупности общестранового риска и содержания специальных экономических мер, введенных Российской Федерацией в отношении государства (территории), в котором (на которой) осуществлена регистрация (инкорпорация) клиента (место жительства или место нахождения), регистрация бенефициарного владельца клиента (место жительства), регистрация (инкорпорация) контрагента клиента (место жительства или место нахождения), регистрация (место нахождения) банка, обслуживающего контрагента клиента, отметим следующее.

Как мы понимаем содержание требований нормативных актов в области ПОД/ФТ, в том числе пункта 4.5 Положения № 375-П, уже сам факт включения иностранного  государства в перечень государств, в отношении которых Российской Федерации введены специальные экономические меры в соответствии с Законом № 281-ФЗ, является основанием для присвоения им общестранового риска на уровне не менее, чем «средний». А получение Банком информации об осуществлении клиентом внешнеэкономической деятельности, предусматривающей ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, указанных в Постановлении № 778, по нашему мнению, является фактором повышения странового риска клиента до уровня «высокий».

Документы и литература.

1.            Закон № 115-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

2.            Закон № 281-ФЗ - Федеральный закон от 30.12.2006г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах»;

3.            Указ Президента Российской Федерации № 560 – Указ президента Российской Федерации от 06.08.2014г. № 560 «О применении отдельных социальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации «;

4.            Указ Президента Российской Федерации № 320 – Указа Президента Российской Федерации от 24.06.2015г. № 320 «О продлении действия отдельных социальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»;

5.            Указ Президента Российской Федерации № 305 – Указ Президента Российской Федерации от 29.06.2016г. № 305 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

6.            Постановление № 778 - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2014г. № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014г. № 560, от 24 июня 2015г. № 320 и от 29 июня 2016г. № 305»;

7.            Положение № 375-ППоложение Банка России от 02.03.2012г. № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел