Главная / Консультации / Банковский аудит / Департамент банковского аудита по вопросу о порядке предоставления имущественного налогового вычета

Департамент банковского аудита по вопросу о порядке предоставления имущественного налогового вычета

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

26.07.2016
Вопрос


Сотрудник в июне 2016г предоставил в бухгалтерию Банка уведомление от налогового органа о праве на имущественный налоговый вычет и заявление о предоставлении имущественного вычета с января 2016г, должен ли Банк вернуть работнику НДФЛ за январь-май 2016г.?
Ответ

Мнение консультантов.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 226 НК РФ Банк является налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц (далее по тексту НДФЛ, налог) в отношении всех доходов, выплачиваемых своим работникам.

Согласно пункту 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ налоговой базой для исчисления НДФЛ признаются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. На основании пункта 3 статьи 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ.

Порядок определения имущественных налоговых вычетов установлен в статье 220 НК РФ, согласно пункту 8 которой имущественные налоговые вычеты могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю (налоговому агенту) при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии со статьей 216 НК РФ налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.

Согласно пункту 3 статьи 226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

В месяце, в котором работник предоставил заявления о предоставлении имущественного вычета, возникает разница между фактически исчисленной и удержанной суммой налога и суммой налога, определенной с учетом требований пункта 3 статьи 226 НК РФ. Данная разница является излишне удержанной у работника суммой налога.

Порядок возврата налога регламентирован статьей 231 НК РФ, согласно которой излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика. Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.

Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном пунктом 14 статьи 78 НК РФ.

Таким образом, НК РФ четко не регламентирован порядок возврата НДФЛ за прошедшие месяцы при предъявлении работником заявления о предоставлении имущественного вычета, однако, основываясь на вышеперечисленных статьях НК РФ, мы полагаем, что к возврату подлежит сумма налога, удержанная Банком с начала налогового периода (календарного года), в котором было подано заявление.

Аналогичная позиция обозначена в пункте 15 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ, который Письмом ФНС России от 03.11.2015г. № СА-4-7/19206@ направлен для сведения и использования в работе нижестоящим налоговым органам. Отметим, что согласно Письму Минфина РФ от 07.11.2013г. № 03-01-13/01/47571 в случае, когда письменные разъяснения Минфина РФ (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети «Интернет» либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.

Документы и литература.

1. НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

2. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ - «Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015г.). 


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел