Главная / Консультации / Банковский аудит / Департамент банковского аудита по вопросам, связанным с совершением операций выдачи с банковского счета организации наличными денежных средств, поступивших в безналичном порядке в счет оплаты услуг по предоставлению обедов сотрудникам Банка.

Департамент банковского аудита по вопросам, связанным с совершением операций выдачи с банковского счета организации наличными денежных средств, поступивших в безналичном порядке в счет оплаты услуг по предоставлению обедов сотрудникам Банка.

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

05.09.2017
Вопрос

Описание ситуации.
Банк получает услуги по предоставлению обедов сотрудникам от компании со статусом ООО, оплачивая услуги за обеды путем безналичного перевода денежных средств на счет организации, открытый в Банке.
Компания изъявляет желание осуществлять снятие перечисляемых денежных средств наличными из кассы Банка на цели дальнейшего приобретения продуктов питания на рынке у физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
С точки зрения законодательства РФ, включая налоговое и законодательство, связанное с финансовым мониторингом у Банка возникают следующие вопросы.

Вопросы.
1. Имеет ли Банк право выплатить сумму остатка по счету представителю/директору компании наличными средствами через кассу Банка?
2. Установлены ли ограничения по суммам и периодичности по подобным выплатам?
3. Установлены ли требования по оформлению подобного рода сделок?
4. При наличии ограничений по вопросам выше, сохраняются ли они для юридических лиц других форм собственности?
Ответ

Мнение консультантов.

Основанием открытия счета является заключение договора счета соответствующего вида и представление до открытия счета всех документов и сведений, определенных законодательством Российской Федерации (пункт 1.2 Инструкции № 153-И). Юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются расчетные счета (пункт 2.3 Инструкции № 153-И).

В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Если иное не предусмотрено договором банковского счета, банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ними банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (статья 848 ГК РФ). Согласно общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжений клиента.

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 861 ГК РФ расчеты между юридическими лицами, а также с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации (далее по тексту - банки), в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов (пункт 3 статьи 861 ГК РФ). Наряду с этим, если иное не установлено законом, расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами (пункт 2 статьи 861 ГК РФ).

Распоряжения клиентов на перевод (выдачу) денежных средств с их счетов принимаются к исполнению на основании документов, оформленных в соответствии с требованиями, установленными пунктом 1.7 Части III Положения № 579-П (пункт 1.7 Части III Положения № 579-П). В частности, согласно подпункту 1.7.1 пункта 1.7 Части III Положения № 579-П документы на получение (выдачу) наличных денежных средств должны быть составлены в соответствии с нормативным актом Банка России, регулирующим порядок ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации (далее по тексту  - Положение № 318-П). Клиент обязан указать в тексте распоряжения, а также на обороте денежных чеков назначение сумм платежа. Организации, которые в установленных случаях по условиям своей деятельности не расшифровывают своих расходов, представляют в кредитные организации распоряжения и денежные чеки без указания назначения сумм платежа. Сведения о назначении платежа на обороте денежных чеков заверяются подписями чекодателя. Документы должны содержать четкое изложение сущности операции. Каждый документ, предъявляемый в кредитную организацию на бумажном носителе, должен иметь подписи уполномоченных должностных лиц клиента и оттиск его печати и соответствовать заявленным образцам. Подписи на всех документах должны быть сделаны ручкой с пастой (чернилами) черного, синего или фиолетового цвета (подпункт 1.7.2 пункта 1.7 Части III Положения № 579-П).

Одновременно, согласно пункту 5.2 Положения № 318-П  в кредитной организации, внутреннем структурном подразделении кредитной организации (далее по тексту – ВСП) выдача наличных денег организации осуществляется с ее банковских счетов в пределах остатка наличных денег на банковском счете, если иное не определено условиями договора банковского счета, по денежному чеку, оформленному этой организацией.

Организация предъявляет бухгалтерскому работнику кредитной организации, ВСП денежный чек накануне дня или в день получения наличных денег. Проверенный и оформленный бухгалтерскими работниками расходный кассовый документ передается кассовому работнику. Бухгалтерским работником для предъявления в кассу выдается организации контрольная марка от денежного чека (пункт 5.3 Положения № 318-П).

Кассовый работник, получив расходный кассовый документ, в числе прочего сверяет соответствие сумм наличных денег, проставленных в расходном кассовом документе, цифрами и прописью; проверяет соответствие данных на расходном кассовом документе данным предъявленного клиентом паспорта или другого документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее по тексту - документ, удостоверяющий личность); сверяет номер контрольной марки, отрывного талона с номером на расходном кассовом документе и приклеивает контрольную марку, отрывной талон к расходному кассовому документу (если контрольная марка, отрывной талон отделялись от расходного кассового документа); передает клиенту расходный кассовый документ для проставления подписи клиента в присутствии кассового работника; пересчитывает подготовленную к выдаче сумму наличных денег в присутствии клиента, сверяет подпись клиента в расходном кассовом документе с подписью, проставленной в документе, удостоверяющем личность, выдает наличные деньги лицу, указанному в расходном кассовом документе, подписывает расходный кассовый документ. Это предусмотрено пунктом 5.4 Положения № 318-П.

Правила осуществления наличных расчетов в Российской Федерации в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации определены Указанием № 3073-У, в целях которого под участниками наличных расчетов понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее по тексту – участники наличных расчетов). Так, согласно пункту 4 Указания № 3073-У наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками наличных расчетов (с соблюдением предельного размера наличных расчетов, установленного пунктом 6 настоящего Указания), между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.

Одновременно пунктом 6 Указания № 3073-У предельный размер наличных расчетов в валюте Российской Федерации или иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между участниками наличных расчетов, установлен в размере 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов. Наличные расчеты производятся в размере, не превышающем предельный размер наличных расчетов, при исполнении гражданско-правовых обязательств, предусмотренных договором, заключенным между участниками наличных расчетов, и (или) вытекающих из него и исполняемых как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.

Вместе с тем, без учета предельного размера наличных расчетов участники наличных расчетов -  юридические лица вправе расходовать в соответствии с  пунктом 2 Указания № 3073-У поступившие в кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации на выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера; выдачу работникам под отчет (часть 4 пункта 6 Указания № 3073-У). Кроме того, на основании пункта 5 Указания № 3073-У без ограничения суммы осуществляются наличные расчеты участников наличных расчетов с физическими лицами.

Кредитные организации вправе расходовать поступающие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации без ограничения целей расходования (пункт 2 Указания № 3073-У).

Согласно пункту 2 Указания № 3210-У юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в кассе, исходя из характера его деятельности и с учетом объемов поступлений  или выдачи наличных денег. При этом денежные средства сверх установленного в соответствии с абзацами 2-5 пункта 2 Указания № 3210-У лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами, подлежат хранению на банковских счетах.

В силу пункта 1 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных  размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 

Наряду с этим, в силу пункта 3 статьи 845 ГК РФ банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. Ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом (статья 858 ГК РФ).

Таким образом, Банк не только вправе, но и обязан  выплатить сумму остатка по счету указанной в тексте вопроса организации на основании предъявленного ему денежного чека, оформленного в предусмотренном нормативными актами Банка России порядке, в том числе на имя директора такой организации или иного физического лица.

Действующие нормативные акты не содержат ограничений в части сумм и периодичности выдачи наличных денежных средств с банковского счета юридического лица.

 

Вместе с тем, в случае, если у работников Банка на основании реализации принятых Банком правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее по тексту - ПОД/ФТ и ПВК по ПОД/ФТ, соответственно) возникают подозрения, что операции снятия наличных денежных средств со счета указанной в тексте вопроса организации осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, Банк не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязан направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Закона № 115-ФЗ (пункт 3 статьи 7 Закона № 115-ФЗ).

Как предусмотрено пунктом 5.1 Положения № 375-П программа выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее - программа выявления операций), должна содержать процедуры в отношении установленных Законом № 115-ФЗ операций, подлежащих обязательному контролю, а также операций, в отношении которых при реализации кредитной организацией ПВК по ПОД/ФТ возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. При этом, в программу выявления операций включается, в числе прочего, перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащихся в Приложении к Положению № 375-П, в целях выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, исходя из характера, масштаба и основных направлений деятельности кредитной организации и ее клиентов. Решение о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной операции кредитная организация принимает самостоятельно на основании имеющейся в ее распоряжении информации и документов, характеризующих статус и деятельность клиента, осуществляющего операцию, а также его представителя и (или) выгодоприобретателя, бенефициарного владельца (при их наличии).

При этом, Приложением к Положению № 375-П к признакам, свидетельствующим о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств в составе признаков по коду группы  14 регулятор отнес:

- существенное увеличение доли наличных денежных средств, снимаемых клиентом - юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица со своего счета, по сравнению с обычной практикой использования им своего счета (код вида признака 1410);

- снятие клиентом - юридическим лицом (его обособленным подразделением), не являющимся кредитной организацией, и клиентом - индивидуальным предпринимателем денежных средств в наличной форме с банковского счета (банковского вклада) (за исключением снятия денежных средств в наличной форме на оплату труда и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, на выплату пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также на оплату канцелярских и других хозяйственных расходов, кроме приобретения горюче-смазочных материалов и сельскохозяйственных продуктов) (код вида признака 1420).

Кроме того, на основании пункта 4.6 Положения № 375-П при реализации кредитной организацией ПВК по ПОД/ФТ в части программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма деятельность клиента, связанная с интенсивным оборотом наличности (в том числе оказание услуг в сфере розничной торговли, общественного питания, розничная торговля горючим на бензоколонках и газозаправочных станциях), а также совершение клиентом сделок, содержащих признаки, указанные в Приложении к Положению № 375-П, по которым было принято решение о направлении сведений о них в уполномоченный орган, являются факторами, влияющими на оценку риска[1] клиента в категории[2] «риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций».

В силу пункта 11 статьи 7 Закона  № 115-ФЗ Банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Закона № 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ у работников Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Помимо этого, в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения организации о совершении операции на основании  пункта 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ Банк вправе в одностороннем порядке  расторгнуть договор банковского счета (пункт 5.2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ).

 

Документы и литература.

1.            ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.I) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ,  (ч.II) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ, (ч. III) от 26.11.2001г. № 146-ФЗ, (ч. IV) от 18.12.2006г. № 230-ФЗ;

2.            КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ;

3.                 Закон № 115-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

4.            Положение № 579-П – Положение Банка России от 27.02.2017г. № 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения»;

5.            Положение № 375-ППоложение Банка России от 02.03.2012г. № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

6.            Положение № 318-П Положение Банка России от 24.04.2008г. № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации»;

7.            Инструкция № 153-И - Инструкция Банка России от 30.05.2014г. № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов»;

8.            Указание № 3210-У - Указание Банка России от 11.03.2014г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»;

9.            Указание № 3073-У – Указание Банка России от 07.10.2013г. № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов».



[1] В соответствии с пунктом 4.2 Положения № 375-П при реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма кредитная организация обязана принимать меры по классификации клиентов с учетом критериев риска, по которым осуществляется оценка степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - риск клиента), а также по определению риска вовлеченности кредитной организации и ее сотрудников в использование услуг кредитной организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

[2] Оценка риска клиента осуществляется по одной или по совокупности следующих категорий рисков (пункт 4.3 Положения № 375-П):

риск по типу клиента и (или) бенефициарного владельца;

страновой риск;

риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел