Главная / Консультации / Банковский аудит / Департамент банковского аудита по вопросам, связанным с применением норм Закона № 173-ФЗ при оказании физическим лицам – резидентам Российской Федерации услуг по переводу денежных средств на их счета (вклада), открытые в банках за пределами РФ

Департамент банковского аудита по вопросам, связанным с применением норм Закона № 173-ФЗ при оказании физическим лицам – резидентам Российской Федерации услуг по переводу денежных средств на их счета (вклада), открытые в банках за пределами РФ

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

02.11.2018
Вопрос

Описание ситуации.
Законом № 427-ФЗ от 28.12.2017г.  в абзац третий части 4 статьи 12 Закона № 173-ФЗ внесены изменения в части исключения обязанности физических лиц - резидентов при первом переводе средств на свои зарубежные счета (во вклады) предъявлять уполномоченному банку уведомления налогового органа об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления.
Изменения вступили в силу с 01.01.2018г.

Вопросы.
1. В течение какого срока без предоставления уведомления налогового органа в Банк ФЛ-резидент имеет право осуществлять переводы на свои счета за границей?
2. Вправе ли Банк требовать от ФЛ-резидента предоставление уведомления налогового органа при втором и последующих переводах?
3. Вправе ли Банк отказать ФЛ-резиденту в проведении второго и последующих переводов при отсутствии Уведомления налогового органа?
4. Обязан ли Банк запрашивать у налогового органа информацию, подтверждающую уведомление (неуведомление) налогового органа по месту учета ФЛ-резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации?
5. Вправе ли Банк отказать в проведении переводов на свои счета за границей после нарушения срока, установленного порядком представления уведомлений и отчетов ФЛ - резидентов?
Ответ

Мнение консультантов.

1.    Закон № 173-ФЗ в редакции Закона № 427-ФЗ  не ограничивает срок осуществления физическими лицами  – резидентами  переводов денежных средств  на свои счета в банках за пределами территории РФ без представления  в уполномоченный банк уведомление налогового органа об открытии счетов (вкладов).  

2.    Банк вправе истребовать у физического лица уведомление налогового органа об открытии счета (вклада) на основании пункта 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, а также на основании Правил внутреннего контроля Банка в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,  разработанных в соответствии с Законом № 115-ФЗ.

3.    Банк вправе отказать физическому лицу в проведении второго и последующих переводов денежных средств на свой счет в банк за пределами территории РФ при непредставлении по  требованию Банка уведомления налогового органа в соответствии с пунктом 5 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, а также на  основании Правил внутреннего контроля Банка в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разработанных в соответствии с Законом № 115-ФЗ, если указанные  основания отказа предусмотрены  Правилами и соответствующим договором банковского счета (вклада), заключенным между физическим лицом и Банком.

4.    В рамках проведения процедур идентификации клиента для получение дополнительных сведений   (или для подтверждения представленных клиентом сведений)  Банк вправе (но не обязан)  согласно пункту 16 статьи 23 Закона № 173-ФЗ  обратиться с запросом в ФНС России о подтверждении информации об уведомлении клиентом налогового органа  об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ.

5.    Банк имеет право отказать физическому лицу в осуществлении перевода денежных средств на свой счет в банке за пределами территории РФ  при  нарушении последним сроков представления в налоговый орган уведомления и отчета о движении денежных средств, если  данные основания отказа предусмотрены Правилами внутреннего контроля Банка в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разработанными в соответствии с Законом № 115-ФЗ, и соответствующим договором банковского счета (вклада), заключенным между физическим лицом и Банком.

Обоснование мнения консультантов.

Закон № 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также:

- определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами за пределами территории РФ, а также валютными ценностями;

- права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами;

- права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (статья 2 Закона № 173-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона № 173-ФЗ резиденты имеют право[1] открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ.

Согласно пункту 4 статьи 12 Закона № 173-ФЗ резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады) в иностранной валюте и (или) в валюте РФ, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, денежные средства со своих счетов (с вкладов):

- в уполномоченных банках;

- с других своих счетов (с вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте РФ, открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ.

Физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в соответствии с настоящим Законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением запрещенных валютных операций между резидентами (пункт  6 статьи 12 Закона № 173-ФЗ).

При этом  резиденты обязаны:

-  уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории РФ, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов)[2] (пункт 2 статьи 12 Закона № 173-ФЗ);

-  представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ в установленном порядке[3] (пункт 7 статьи 12 Закона № 173-ФЗ);

- представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных Законом № 173-ФЗ (подпункт 1 пункта 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ).

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Законом и иными федеральными законами (пункт 1 статьи 22 Закона № 173-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 22 Закона № 173-ФЗ уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, осуществляющими контроль за проведением валютных операций резидентами и нерезидентами.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 23 Закона № 173-ФЗ агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

В целях осуществления валютного контроля уполномоченный банк как агент валютного контроля в пределах своей компетенции имеет право запрашивать и получать от резидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе, уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ (подпункт 7 пункта 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ).

На основании пункта 5 статьи 23 Закона № 173-ФЗ уполномоченный банк отказывает в осуществлении валютной операции (в том числе, переводе средств со счета резидента, открытого в уполномоченном банке, на счет, отрытый в банке за пределами территории РФ[4])  в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании пункта 4  статьи 23 Закона № 173-ФЗ (в том числе, уведомления налогового органа об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ), либо представления им недостоверных документов.

Как справедливо отмечено Банком в тексте вопроса, Законом  № 427-ФЗ внесены изменения в Закон № 173-ФЗ, вступившие в силу с 01.01.2018г.

Так,  в соответствии с изменениями, внесенными в формулировку абзаца 3 пункта 4 статьи 12 Закона № 173-ФЗ, начиная с 01.01.2018г., физические лица – резиденты освобождены от обязанности представлять в уполномоченный банк уведомление налогового органа об открытии счета (вклада) при осуществлении первого перевода (подпункт «б» пункта 3 статьи 1, пункт 1 статьи 2 Закона № 427-ФЗ).

Одновременно пункт 8 статьи 8 Закона 173-ФЗ дополнен абзацами, устанавливающими для   физических лиц – резидентов, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составил  183  и менее дней и  которые ранее не уведомляли налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) своих счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, об изменении реквизитов таких счетов (вкладов), не представляли налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам), обязанность:

- уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) своих счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории РФ, об изменении реквизитов таких счетов (вкладов)  в срок до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом;

- представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона № 173-ФЗ (подпункт «з» пункта 3 статьи 1 Закона № 427-ФЗ).

На основании изложенного, приходим к выводу, что, начиная с 01.01.2018г. физическое лицо – резидент вправе осуществлять переводы на свои счета в банках за пределами территории РФ без предоставления в уполномоченный банк указанного выше уведомления, и банк в соответствии с Законом № 173-ФЗ на этом основании не имеет права отказать в проведении данной валютной операции (при первом и последующих переводах).

Закон № 173-ФЗ не содержит норм, на основании которых Банк имеет право отказать в осуществлении физическими  лицами  переводов денежных средств на свои счета в банках за пределами территории РФ  по причине установления фактов  нарушения физическими лицами обязанности представления в налоговый орган уведомлений и(или) отчетов о движении денежных средств.

Однако, на основании пункта 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ банк вправе запросить у клиента при проведении перевода денежных средств на свой счет за пределами территории РФ уведомление налогового органа об открытии счета и в случае непредставления на основании пункта 5 статьи 23 Закона № 173-ФЗ отказать от проведения операции.

Одновременно следует отметить, что статьей 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление  в налоговый орган (пункт 2.1) или  представление с  нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме (пункт 2) резидентом  уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада), а также за несоблюдение установленного порядка представления в налоговый орган отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ (пункт 6).

Наряду с этим, исходя из требований пункта 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, коммерческие банки должны формировать политику (Правила внутреннего контроля) в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее по тексту – ПОД/ФТ)

Требования Банка России к разрабатываемым банками Правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (далее по тексту – Правила) установлены Положением № 375-П.

В соответствии с пунктом 1.6 Положения № 375-П  Правила должны содержать, в том числе,  Программу идентификации кредитной организацией клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.

Данная программа разрабатывается банком на основании  принципа «Знай своего клиента» в целях:

- снижения рисков, принимаемых банком в процессе обслуживания клиентов;

- определения процедуры идентификации клиентов банка,

- исключения вовлечения и соучастия работников банка в процесс  легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма.

Принцип предусматривает осуществление банком комплекса мероприятий, который включает:

- анализ документов, представляемых клиентами, которые определяют их правовой статус (идентификацию клиента);

- проверку документов и сведений, представляемых клиентами, на предмет их достоверности;

- получение дополнительной информации в отношении клиентов от самих клиентов и  из легальных информационных источников в целях анализа их деятельности и деловой репутации;

- мониторинг движения и изменения объемов денежных потоков по банковским счетам (вкладам), в том числе в результате осуществления операций с повышенной степенью риска;

- мониторинг иных операций клиентов и контрагентов, осуществляемый банком;

- анализ и оценку рисков, возникающих при совершении операций (сделок) с клиентами.

Мероприятия по реализации Программы, порядок их осуществления и распределение полномочий между сотрудниками банка в процессе их реализации,  разрабатываются  банком самостоятельно и закрепляются в  Правилах.  

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны:

- до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи, установить следующие сведения в отношении физических лиц:  фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяюего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения (подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 1115-ФЗ);

- при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов, в том числе иностранных структур без образования юридического лица, получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной кредитной организацией, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов. Характер и объем указанных мер определяются с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 7 Закона № 1115-ФЗ);

- обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений (подпункт 3 пункта 1 статьи 7 Закона № 1115-ФЗ).

Согласно пункту 14 статьи 7 Закона № 115-ФЗ клиенты обязаны предоставлять кредитным организациям информацию, необходимую для исполнения последними требований Закона № 115-ФЗ, включая информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах.

В случае, если у Банка на основании реализации Правил возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, банк не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязан направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Закона № 115-ФЗ (пункт 3 статьи 7 Закона № 115-ФЗ).

Согласно пункту 1.6 Положения № 375-П Правила должны содержать  программу организации в кредитной организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.

В соответствии с пунктом  6.1 Положения № 375-П в Программу включаются, в том числе, основания для отказа  банка  в выполнении распоряжения клиента о совершении операции в соответствии с Законом № 115-ФЗ. Указанные основания должны быть ориентированы на исключение вовлечения банка в осуществление сделок, содержащих признаки сомнительных операций. Банк также вправе использовать иные признаки, указывающие на необычный характер сделки, установленные банком самостоятельно с целью снижения риска вовлечения банка в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, и финансирование терроризма.

В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ банки вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Закона № 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации Правил  у работников банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При этом, согласно пункту 12 статьи 7 Закона № 115-ФЗ приостановление операций в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи и отказ от выполнения операций в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности кредитной организации за нарушение условий соответствующих договоров.

В соответствии с пунктом 13 статьи 7 Закона № 115-ФЗ банки обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения обо всех случаях отказа от проведения операций по основаниям, указанным в пункте 11 настоящей статьи, в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения операции, в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом .

Таким образом, если Правилами при идентификации клиента – физического лица и при анализе его операций  (в том числе, операций по переводу на свой счет, открытый в банке за пределами территории РФ) предусмотрена процедура истребования у клиента уведомление налогового органа  об открытии счета (вклада) в банке за пределами РФ, то Банк вправе потребовать у физического лица данное уведомление в соответствии с Законом № 115-ФЗ в порядке, определенном Правилами.

В рамках проведения процедур идентификации для получение дополнительных сведений о клиенте     для подтверждения представленных клиентом сведений)  Банк вправе согласно пункту 16 статьи 23 Закона № 173-ФЗ  обращаться с запросом в ФНС России о подтверждении информации об уведомлении клиентом налогового органа  об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, в соответствии с которым ФНС России передает уполномоченным банкам как агентам валютного контроля по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов информацию, подтверждающую уведомление (неуведомление) налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ. Срок исполнения запроса ФНС России не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией  осуществляется в электронном виде в порядке, утвержденным Приказом ФНС России от 21.06.2013г. № ММВ-7-6/211@.

Одновременно, если Правилами предусмотрена процедура запроса у ФНС России  информации  об уведомлении налогового органа  об открытии счета (вклада) физического лица в банке за пределами РФ, то Банк обязан выполнить данную процедуру в порядке, предусмотренной Правилами.

По нашему мнению, Банк вправе отказать физическому лицу в проведении  переводов при отсутствии уведомления налогового органа или при нарушении физическими лицами сроков представления в налоговый орган уведомлений и отчетов о движении денежных средств в случае, если данные основания отказа предусмотрены Правилами и соответствующим договором банковского счета (вклада), заключенным между физическим лицом и Банком.

Документы и литература.

1.             КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ;

2.             Закон № 173-ФЗ – Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

3.             Закон № 427-ФЗ Федеральный закон Российской Федерации от  28.12.2017г. №  427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»;

4.             Закон № 115-ФЗ Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

5.             Положение № 375-ППоложение Банка России от 02.03.2012г. № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».



[1] за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 07.05. 2013г. № 79-ФЗ  «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

[2] На основании пункта 8 статьи 12  Закона № 173-ФЗ, пункта 2 статьи 2 Закона № 427-ФЗ данное требование, начиная с 01.01.2018г.,  не распространяется на физических лиц - резидентов, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года, начиная с 2017 года, в совокупности составит более 183 дней, а также в отношении счетов (вкладов), открытых гражданами РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ, если такие счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.

[3] На основании пункта 8 статьи 12  Закона № 173-ФЗ, пункта 2 статьи 2 Закона № 427-ФЗ  данное требование, начиная с 01.01.2018г.,  не распространяется на физических лиц - резидентов, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года, начиная с 2017 года,  в совокупности составит более 183 дней.

[4] подпункт «д» пункта 9 статьи 1 Закона № 173-ФЗ


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел