Главная / Консультации / Банковский аудит / Департамент банковского аудита об обложении налогом на добавленную стоимость дисконта по аккредитиву.

Департамент банковского аудита об обложении налогом на добавленную стоимость дисконта по аккредитиву.

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

04.06.2015
Вопрос

Вопросы.
Российский банк открывает аккредитив под сделку купли-продажи товара между нерезидентом 1 (поставщик товара, получатель денег за товар) и нерезидентом 2 (покупатель товара, плательщик денег за товар). Оба нерезидента – юридические лица, юрисдикции Канада и США, соответственно.
Нерезидент 1 продаёт Нерезиденту 2 товар по цене Х долларов: поставка сегодня, оплата через 360 дней, с расчётами через аккредитив.
Российский банк открывает под эти расчёты гарантийный (непокрытый) аккредитив, согласно которому банк через 360 дней обязан заплатить Нерезиденту 1 цену товара, а Нерезидент 2 обязан поставить через 360 дней российскому банку денежную сумму под этот платёж.
Нерезидент 1, отгрузив товар, приходит в российский банк и просит произвести платёж сразу (до истечения 360 дней), при этом Нерезидент 1 готов получить сумму платежа с дисконтом (с учётом дисконтированной годовой суммы аккредитива с применением рыночной процентной ставки).
Российский банк платит Нерезиденту 1 сумму «Х минус дисконт» и отражает требование по возмещению этой суммы Нерезидентом 2 на активном счёте 47410 (на счёте 47410 будет учтён не только платёж по аккредитиву, но и дисконт в корреспонденции со счетом 47422 (или каким-либо другим пассивным счётом), откуда будет планомерно в течение года списываться на доходы как процентный доход банка).
Следует ли российскому банку заплатить в бюджет РФ сумму НДС (18/118 от размера дисконта по аккредитиву)?
Ответ

Мнение консультантов.

Одним из инструментов как международной торговли, так и торговли внутри одной страны, является аккредитив - обязательство банка осуществить платеж при предъявлении ему определенных документов, соответствующих заранее оговоренным условиям.

Согласно представленным в качестве приложения к тексту вопроса документам российский банк (далее по тексту - Банк) открывает документарный безотзывный гарантийный (непокрытый) аккредитив, который «подчинен Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов, редакция 2007 г., Публикация МТП № 600 (UCP 600)» (далее по тексту - UCP 600). Следовательно правила, установленные UCP 600, применимы к выпускаемому Банком аккредитиву (статья 1[1] UCP 600).

Статьей 2 UCP 600 установлено, что:

«Аккредитив означает любое соглашение, как бы оно ни было названо или обозначено, которое является безотзывным и тем самым представляет собой твердое обязательство банка-эмитента выполнить обязательство по надлежащему представлению.

Выполнить обязательство означает:

a) заплатить по предъявлении, если аккредитив исполняется путем платежа по предъявлении;

b) принять на себя обязательство отсроченного платежа и заплатить по наступлении срока, если аккредитив исполняется путем отсроченного платежа;

c) акцептовать переводной вексель ("тратту"), выписанный бенефициаром, и заплатить по наступлении срока, если аккредитив исполняется путем акцепта.

Банк-эмитент означает банк, который выставляет аккредитив по просьбе приказодателя или от своего имени».

Как указано в тексте вопроса, выставляемый Банком аккредитив предусматривает условие об исполнении аккредитива через 360 дней после поставки товара, за счет денежных средств, подлежащих перечислению приказодателем-покупателем (далее по тексту - аппликантом) также через 360 дней. Однако, по просьбе бенефициара об оплате отгруженного товара, Банк не дожидаясь наступления срока отсрочки, перечисляет последнему денежные средства ранее - до наступления срока исполнения, установленного аккредитивом, и, соответственно, до получения денежных средств от аппликанта, но в сумме стоимости товара, уменьшенной на величину дисконта.

Иными словами, Банк предоставляет бенефициару денежные средства за счет собственных ресурсов, используя дисконтирование платежа с отсрочкой по аккредитиву, или, как принято говорить, дисконтирование[2] аккредитива, в результате чего бенефициар получает необходимые ему средства для текущей финансовой деятельности или изготовления, закупки нового товара. При этом Банк своим согласием дисконтировать аккредитив, как и отмечено в Сопроводительном письме, берет «на себя риски в отношении аккредитива и лица, взявшего на себя обязательство, без права обратного требования к любому юридическому лицу, входящему в группу Нерезидента 1[3]» бенефициара. В последующем Банк получит плату как за пользование денежными средствами, так и за принятие на себя рисков, в размере дисконта, удерживаемого в рассматриваемой ситуации, как и в классическом виде, из суммы платежа.

Таким образом, по нашему мнению, дисконтирование аккредитива можно признать банковской операцией, отдельной от аккредитива, но основанной на нем, со своими правилами и подходами, не урегулированными UCP 600.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость (далее по тексту - НДС) признаются операции реализация товаров (работ, услуг[4]) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Операции, не подлежащие обложению (освобождаемые от обложения) НДС поименованы в статье 149 НК РФ, в подпункте 3 пункта 3 которой предусмотрено, что не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе:

  • размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;
  • осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.

На основании изложенного выше приходим к выводу о том, что доходы Банка, получаемые им при оказании услуги по дисконтированию аккредитива, в виде дисконта, можно классифицировать как процентные доходы от размещения денежных средств.

Вывод консультантов косвенно подтверждается разъяснениями специалистов Минфина РФ, приведенными в Письмах от 03.04.2009г. № 03-08-05, от 08.10.2008г. № 03-08-05/3.

При такой квалификации сделки, поскольку операции по размещению привлеченных денежных средств не подлежат обложению НДС, у Банка отсутствует обязанность начисления НДС и перечисления его в бюджет РФ с суммы получаемого им дисконта.

Вместе с тем консультанты не исключают необходимости иной квалификации рассматриваемой сделки, влекущей обложение операции НДС, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 5.2 соглашения о выпуске аккредитива, представленного в качестве приложения к тексту вопроса (далее по тексту - Соглашение), «Банк должен дисконтировать Аккредитив по первому требованию Бенефициара, но не ранее Даты Акцепта». В разделе «Термины и определения» Соглашения Дата Акцепта определена как «дата, когда Банк акцептует Документы по Аккредитиву для платежа, указанная в СВИФТ-сообщении или в заключеванном телексном сообщении, направляемом Банком Авизующему Банку с уведомлением об акцепте документов, представленных по Аккредитиву, или дата СВИФТ-сообщения».

В нашем понимании указанное выше требование выражено в направляемом Бенефициаром Банку при предоставлении последнему документов по аккредитиву Сопроводительном письме[5] (далее по тексту - Сопроводительном письме).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации дисконтирование аккредитива, выражающееся в перечислении денежных средств аппликанту, осуществляется только при получении Банком документов по аккредитиву, после чего у Банка появляется право требования к аппликанту о перечислении денежных средств в размере стоимости поставленного ему товара, подлежащего удовлетворению при наступлении срока исполнения аккредитива, установленного аккредитивом.

Консультанты полагают, что в данном случае правовые отношения могут быть классифицированы как финансирование под уступку денежного требования на основании статьи 824 ГК РФ, в пункте 1 которой установлено, что «По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование».

Как указано выше, виды операций, не подлежащие обложению (освобождаемые от обложения) НДС, перечислены в статье 149 НК РФ. Однако операции финансирования под уступку денежного требования не поименованы в статье 149 НК РФ.

Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав закреплены в статье 155 НК РФ, в пункте 4 которой установлено, что «При приобретении денежного требования у третьих лиц налоговая база определяется как сумма превышения суммы доходов, полученных от должника и (или) при последующей уступке, над суммой расходов на приобретение указанного требования».

Следовательно, если рассматриваемую сделку признавать в качестве операции финансирования уступки прав требования, Банк обязан начислить и уплатить в бюджет НДС с разницы между суммой, полученной от аппликанта, и суммой денежных средств, перечисленных бенефициару, то есть расходов на приобретение указанного требования.

На наш взгляд, такой вариант квалификации рассматриваемой сделки в большей степени соответствует ее правовой и экономической сути и, к тому же, полностью исключает налоговые риски.

Документы и литература.

1. ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.I) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ, (ч.II) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ, (ч. III) от 26.11.2001г. № 146-ФЗ, (ч. IV) от 18.12.2006г. № 230-ФЗ;

2. НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

3. UCP 600 - Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, редакция 2007г., Публикация МТП № 600 (UCP 600)».



[1] «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, редакция 2007 года, публикация ICC N 600 ("правила") - это правила, которые применяются к любому документарному аккредитиву ("аккредитив") (включая любой резервный аккредитив в той мере, в какой они к нему применимы), если в тексте аккредитива прямо указано, что он подчиняется настоящим Правилам».

[2] В UCP 600 отсутствует толкование понятия «дисконтирование платежа» или «дисконтирование аккредитива».

[3] То есть бенефициара.

[4] В соответствии с пунктом 5 статьи 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе ее осуществления.

[5] Также представлено в качестве приложения к тексту вопроса.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел