Главная / Консультации / Банковский аудит / Департамент банковского аудита о вопросах налогообложения на территории г.Байконур

Департамент банковского аудита о вопросах налогообложения на территории г.Байконур

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

26.01.2015
Вопрос

Банк планирует открыть Филиал на территории г.Байконур и просит разъяснить особенности налогообложения деятельности Филиала Банка в г. Байконур, а именно:
1. Применяется ли на территории г. Байконур налоговое законодательство Российской Федерации в части определения налоговой базы по налогу на прибыль, НДС, НДФЛ, транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу.
2. Существуют ли особенности при исчислении налоговой базы по НДС при оказании Филиалом услуг лицам, зарегистрированным на территории Республика Казахстан и на территории г. Байконур.
3. Существуют ли особенности исполнения функций налогового агента при исчислении налоговой базы по НДС и прибыли при оказании Филиалу услуг лицами, зарегистрированными на территории Республики Казахстан и на территории г. Байконур.
4. Должна ли подтверждаться регистрация ИП и юридических лиц, зарегистрированных на территории г. Байконур, как лиц Российской Федерации. Следует ли Банку запрашивать у контрагентов документы, подтверждающие их место регистрации на территории Республики Казахстан и территории г. Байконур.
5. В каких случаях следует применять нормы Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (Москва, 18 октября 1996 г.).
Ответ

Мнение консультантов.

В тексте вопроса Банком справедливо отмечено, что в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23.12.1995г.:

«Город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды» (абзац первый пункта 1 статьи 1);

«На период аренды комплекса "Байконур" город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации[1], с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан» (абзац третий пункта 1 статьи 1).

В указанном выше Соглашении отсутствуют какие-либо положения, устанавливающие порядок налогообложения, в том числе определения налоговой базы по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц, транспортному налогу, налогу на имущество и земельному налогу.

Упоминание о налогах содержится в статье 10 «Имущественные права городской администрации» Соглашения, но в пункте 2 этой статьи предусмотрено в отношении налогов только то, что «Налоги, сборы, пошлины и иные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц, зачисляются в бюджет города». Наряду с этим в пункте 2 статьи 10 Соглашения закреплено, что «Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица Республики Казахстан, зарегистрированные на территории города Байконур, на период аренды комплекса "Байконур" регистрируются также в администрации города Байконур как физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и юридические лица Российской Федерации. При этом сохраняются имущественные права соответствующих собственников Республики Казахстан».

В пункте 2 статьи 12 «Финансовые средства города Байконур» Соглашения перечислены составляющие дохода городского бюджета, в том числе, в частности:

  • налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью на территории города, по ставкам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
  • налоги, включая налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы, государственная пошлина.

Наряду с этим вопрос, касающийся порядка взимания налогов, отражен в Приложении 3 «Дополнительные условия аренды»[2] к Договору аренды комплекса «Байконур»[3] между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10.12.1994г. (далее по тексту - Договор аренды), в соответствии с которым «Порядок взимания налогов, сборов и других платежей, не предусмотренных настоящим Договором, связанных с деятельностью юридических и физических лиц на комплексе "Байконур", определяется дополнительным соглашением между министерствами финансов Российской Федерации и Республики Казахстан» (пункт 3). Однако в настоящее время в доступной для консультантов справочно-консультационной базе отсутствует информация о таком дополнительном соглашении между министерствами финансов Российской Федерации и Республики Казахстан.

На основании изложенного выше консультанты считают, что в отсутствие законодательных нормативных актов и межправительственных соглашений, устанавливающих порядок применения налогового законодательства юридическими лицами (организациями), зарегистрированными на территории Российской Федерации и имеющими обособленное подразделение[4] на территории г. Байконур, применяется налоговое законодательство Российской Федерации, в том числе в части определения налоговой базы по налогу на прибыль[5], налогу на добавленную стоимость (далее по тексту - НДС), налогу на доходы физических лиц (далее по тексту - НДФЛ), транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу.

Вывод консультантов подтверждается разъяснениями, приведенными в Письме МНС РФ от 13.05.2004г. № 03-1-08/1191/15@, Минфина РФ от 06.03.2008г. № 03-07-08/57: особый статус г. Байконура предусматривает распространение на его территории режима налогообложения, действующего на территории Российской Федерации.

Как указано выше в ответе на вопрос 1, в пункте 2 статьи 10 Соглашения закреплено, что «Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица Республики Казахстан, зарегистрированные на территории города Байконур, на период аренды комплекса "Байконур" регистрируются также в администрации города Байконур как физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и юридические лица Российской Федерации.

Иными словами, поименованные в пункте 2 статьи 10 Соглашения лица, зарегистрированные, наряду с регистрацией в Республике Казахстан, на территории города Байконур, признаются юридическими лицами Российской Федерации и, на наш взгляд, на них распространяются нормы налогового законодательства Российской Федерации, в том числе Глав 21, 23, 25, 28, 30 и 31 НК РФ.

Однако статья 21 НК РФ не устанавливает каких-либо особенностей[6] для исчисления налоговой базы по НДС при оказании филиалом российской организации (Банка) услуг лицам, зарегистрированным территории Республика Казахстан и на территории г. Байконур.

Следовательно, обложение НДС операций по реализации услуг, оказываемых на территории г. Байконура лицам, зарегистрированным как на территории данного города, так и на территории Республики Казахстан, по нашему мнению, производится в порядке, установленном положениями Главы 21 НК РФ в общеустановленном порядке.

Наш вывод подтверждается мнением специалистов финансового ведомства, приведенным в Письме Минфина РФ от 27.04.2012г. № 03-07-13/11[7] и основанным положением Соглашения:

«… на основании ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконура, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23.12.1995 (далее - Соглашение) г. Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса "Байконур" г. Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Соглашения физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица Республики Казахстан, зарегистрированные на территории г. Байконура, на период аренды комплекса "Байконур" регистрируются также в администрации г. Байконура как физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и юридические лица Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 12 Соглашения доходы городского бюджета состоят в том числе из налога на добавленную стоимость.

Таким образом, особый статус г. Байконура не изменяет его территориальной принадлежности, но не отменяет налогообложения налогом на добавленную стоимость предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории города.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории г. Байконура являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом товары (работы, услуги), реализуемые налогоплательщиками, состоящими на учете в налоговом органе г. Байконура, подлежат налогообложению этим налогом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации».

Аналогичное мнение с аналогичной мотивировкой изложено в ответе Минфина РФ от 20.08.2014г. № 03-07-13/1/41708 на вопрос[8] налогоплательщика:

«… особый статус г. Байконура не изменяет его территориальной принадлежности, но не отменяет налогообложения налогом на добавленную стоимость предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории города. Поэтому операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории г. Байконура являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом товары (работы, услуги), реализуемые (приобретаемые) налогоплательщиками, состоящими на учете в налоговом органе г. Байконура, подлежат налогообложению этим налогом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, российская организация, осуществляющая деятельность на территории г. Байконура, при субаренде помещения у Администрации г. Байконура обязана исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость в порядке, установленном вышеуказанным пунктом 3 статьи 161 Кодекса».

Ни Глава 21, ни Глава 25 НК РФ не предусматривают также особенностей исполнения функций налогового агента при исчислении налоговой базы по НДС и по налогу на прибыль при оказании услуг лицами, зарегистрированными на территории Республики Казахстан и на территории г.Байконур.

Следовательно, при оказании лицами, зарегистрированными на территории Республики Казахстан и на территории г.Байконур, услуг филиалу Банка, последний для целей исполнения функций налогового агента при исчислении налоговой базы по НДС и по налогу на прибыль должен руководствоваться соответствующими положениями Главы 21 и Главы 25 НК РФ.

При этом положения Конвенции между Правительствами Республики Казахстан и Российской Федерации следует учитывать, на наш взгляд, в тех случаях, когда филиалу Банка будут оказываться услуги лицами, зарегистрированными только на территории Республики Казахстан.

Консультанты считают необходимым обратить внимание Банка на следующее.

Постановлением № 747 Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления налоговых льгот индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица и организациям, зарегистрированным на территории г. Байконур и вставшим на налоговый учет в Управлении МНС РФ по г. Байконур, в соответствии с которым:

«Налоговые льготы предоставляются по решению главы администрации г. Байконура на основании полномочий, предоставленных ему Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти, и в соответствии с настоящими Правилами» (пункт 2).

«Налоговые льготы предоставляются организациям и индивидуальным предпринимателям при одновременном соблюдении ими следующих условий:

наличие помещений, имущественных, производственных или других комплексов, необходимых для производства товаров, работ, услуг, расположенных на территории г. Байконура (включая космодром Байконур);

реализация продукции, работ, услуг на территории г. Байконура (включая космодром Байконур)» (пункт 3).

«Налоговые льготы не предоставляются по налогу на добавленную стоимость, акцизам, налогу на прибыль организаций, единому социальному налогу (взносу), таможенным пошлинам и другим федеральным налогам и сборам» (пункт 4).

Аналогичные правила закреплены и в статье 20 Закона № 384-ФЗ, согласно которой:

«1. Налоговые льготы на территории города Байконура предоставляются по решению главы администрации города Байконура на основании полномочий, предоставленных ему в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконура, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти.

2. Льготы на территории города Байконура не предоставляются по федеральным налогам, в том числе предусмотренным специальными налоговыми режимами, сборам и таможенным пошлинам. Индивидуальные налоговые льготы (льготы отдельным налогоплательщикам) на территории города Байконура не предоставляются.

3. Налоговые льготы, указанные в части 1 настоящей статьи, предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при одновременном соблюдении ими следующих условий:

1) наличия расположенных на территории города Байконура (включая космодром Байконур) помещений, имущественных, производственных или других комплексов, необходимых для производства товаров (работ, услуг);

2) реализации продукции (работ, услуг) на территории города Байконура (включая космодром Байконур)».

Кроме того, в пункте 4 статьи 20 Закона № 384-ФЗ законодатель установил запрет на государственную регистрацию на территории г. Байконур юридических лиц, являющихся налогоплательщиками, но не осуществляющих свою деятельность на территории г. Байконур.

По вопросам определения налоговой базы и исполнения функций налогового агента по НДС, наряду с указанными выше законодательными и нормативными актами, а также по налогу на доходы физических лиц (далее по тексту - НДФЛ), необходимо учитывать положения Договора о Евразийском экономическим союзе (далее по тексту - Союз, ЕАЭС), заключенном Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией 29.05.2014г.[9], в частности, статьи 72 «Принципы взимания косвенных налогов в государствах-членах» и Приложения № 18 «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг», статьи 73 «Налогообложение доходов физических лиц».

Законодательные и нормативные акты, перечисленные выше, не содержат норм, обязывающих подтверждать регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, зарегистрированных на территории г. Байконур как лиц Российской Федерации. Однако, на наш взгляд, для целей определения правомерности применения положений, указанных выше, Банку целесообразно запрашивать у контрагентов документы, подтверждающие их место регистрации на территории Республики Казахстан и территории г. Байконур.

Документы и литература.

  1. НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;
  2. Закон № 384-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 01.12.2014г. «О Федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;
  3. Конвенция - Конвенция от 18.10.1996г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доход и капитал;
  4. Договор о ЕАЗС - Договор о Евразийском экономическом союзе, заключенный в Астане 29.05.2014г.;
  5. Соглашение - Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28.03.1994г.;
  6. Договор аренды - Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан, заключенный 10.12.1994г. в г.Москва;
  7. Постановление № 747 - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.10.2001г. № 747 «Об утверждении Правил предоставления налоговых льгот организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории г. Байконура»;
  8. Приказ № ММВ-7-3/600@ - Приказ Федеральной налоговой службы России от 26.11.2014г. № ММВ-7-3/600@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата преставления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме.


[1] Город федерального значения — город, являющийся субъектом РФ. Согласно Конституции РФ (статья 65) такой статус имеют три города: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Байконур при этом не имеет статуса субъекта Российской Федерации, а органы его исполнительной власти не представлены в Совете Федерации РФ.

[2] «Дополнительные условия аренды приведены в Приложении N 3, являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора» (пункт 6.17 статьи 6 «Условия аренды» Договора аренды).

[3] «Комплекс "Байконур" - испытательные, технологические, научные, производственно-технические, социальные и обеспечивающие объекты космодрома "Байконур" и город Ленинск с их движимым и недвижимым имуществом» (пункт 1.1 статьи 1 Договора аренды).

«Космодром "Байконур" - территория с размещенными на ней технологическими, техническими, обеспечивающими и административно-служебными объектами, входящими в комплекс "Байконур" и предназначенными для выполнения космических программ» (пункт 1.2 статьи 1 Договора аренды).

«Город Ленинск - административно-территориальная единица Республики Казахстан, функционирующая в условиях аренды с размещенными на его территории объектами космодрома "Байконур", а также другими объектами, создающими необходимые коммунально - бытовые и социально-культурные условия для персонала космодрома "Байконур", членов их семей и других жителей города» (пункт 1.3 статьи 1 Договора аренды).

Город Ленинск в 1995 году был переименован в город Байконур.

[4] Для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах «обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места» (пункт 2 статьи 11 НК РФ).

[5] Консультанты считают необходимым отметить, что в соответствии с Приложением № 2 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденному приказом ФНС России № ММВ-7-3/600@, в котором приведены коды субъектов Российской Федерации, городу Байконур имеет код 99. Это также является подтверждением правомерности применения налогового законодательства Российской Федерации в части налога на прибыль.

[6] В отличие от предусмотренных статьей 162.2 НК РФ особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

[7] «Вопрос: О налогообложении НДС операций по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемых на территории г. Байконура лицами, зарегистрированными на территории данного города».

[8] «Вопрос: О налогообложении НДС услуг по предоставлению Администрацией г. Байконура в субаренду помещения, расположенного в г. Байконуре, российской организации».

[9] В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза (пункт 1 статьи 1).


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел