Главная / Консультации / Банковский аудит / Департамент банковского аудита о правомерности взимания комиссионного вознаграждения за исполнение распоряжений физических лиц о переводе платежей в оплату государственных услуг

Департамент банковского аудита о правомерности взимания комиссионного вознаграждения за исполнение распоряжений физических лиц о переводе платежей в оплату государственных услуг

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

02.07.2014
Вопрос

В  Банк обращаются клиенты - физические лица для осуществления оплаты государственной пошлины за  государственные услуги и иных платежей в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Согласно подпунктам 1 и 2 статьи 60 НК РФ банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.
Помимо оплаты государственной пошлины в Банк обращаются физические лица с квитанциями со следующими видами платежа: «плата за предоставление информации», «плата за предоставление сведений в виде кадастрового паспорта»  и т.п.
Правомерно ли взимание Банком комиссии по осуществлению физическими лицами платежей за государственные услуги, указанных в абзаце 3 настоящего запроса (т.е. платежей, не поименованных как «госпошлина»)?
За проведение каких платежей по оплате государственных услуг Банк вправе установить комиссии?
Ответ

Мнение консультантов.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения № 383-П банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотренных пунктами 1.10 и 1.11 настоящего Положения распоряжений о переводе денежных средств (далее по тексту - распоряжения), составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков, банками.

Оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых между операторами по переводу денежных средств, а также с клиентами, к которым относятся плательщики и получатели средств (пункт 1 статьи 4, пункт 1 статьи 5 Закона № 161-ФЗ). Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета (пункт 2 статьи 5 Закона № 161-ФЗ). При этом, распоряжение клиента исполняется оператором по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов в размере суммы, указанной в распоряжении клиента. Вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств (пункт 10 статьи 8 Закона № 161-ФЗ).

Поскольку, как это следует из совокупности норм пункта 1 статьи 50 ГК РФ и статьи 1 Закона № 395-1, кредитные организации относятся к категории коммерческих организаций, изначально предполагается, что услуги, оказываемые кредитными организациями своим клиентам, носят возмездный характер. При этом, общими правилами ГК РФ о договорах установлено, что договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. Иными словами, кредитная организация вправе взимать с клиентов плату за оказанные им услуги в размере и в порядке, установленных договорами, если только из закона, иных правовых актов или договоров однозначно не следует, что услуга должна быть оказана безвозмездно.

Как указано в тексте вопроса, в Банк обращаются клиенты - физические лица для осуществления оплаты государственной пошлины и иных платежей за оказание им государственных и муниципальных услуг в соответствии с Законом № 210-ФЗ. В связи с этим, у Банка возникает вопрос о правомерности взимания с клиентов платы за осуществление перевода денежных средств в оплату услуг, подпадающих под действие Закона № 210-ФЗ.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 8 Закона № 210-ФЗ, государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 8 настоящего Федерального закона. Одновременно, пунктом 2 статьи 8 Закона № 210-ФЗ закреплено, что за предоставление государственных и муниципальных услуг в случаях, порядке и размере, установленных законодательством о налогах и сборах (далее по тексту – НК РФ), взимается государственная пошлина. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 данной статьи Закона № 210-ФЗ в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя впредь до признания утратившими силу положений федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя.

Помимо этого, согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 210-ФЗ перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных пунктом 1 статьи 1 Закона № 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг, утверждается:

1) постановлением Правительства Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг;

2) нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг;

3) нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.

При этом, в случаях предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, услуги, указанные в пункте 1 статьи 9 Закона № 210-ФЗ, оказываются за счет средств заявителя. Об этом говорится в пункте 2 статьи 9 Закона № 210-ФЗ.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 статьи 60 НК РФ банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается. Данное обстоятельство справедливо отмечено Банком в тексте вопроса.

Определение налога и сбора установлено в статье 8 НК РФ, согласно которой:

налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (пункт 1);

сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (пункт 2).

Согласно статье 333.16 НК РФ государственная пошлинасбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ[1], при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом, в целях Главы 25.3 НК РФ выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Одновременно, согласно статье 2 НК РФ налоговое законодательство регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ. Это установлено пунктом 3 статьи 1 НК РФ. В силу пункта 6 статьи 12 НК РФ в рамках налоговых правоотношений не могут устанавливаться не предусмотренные НК РФ федеральные, региональные или местные налоги и сборы.

Виды сборов, названные в НК РФ, соответствуют определению сбора, установленному в пункте 2 статьи 8 НК РФ, как обязательного взноса, взимаемого с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

На основании пункта 10 статьи 13 НК РФ к федеральным сборам относится государственная пошлина, взимаемая с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ. При этом, пункт 2 статьи 333.16 НК РФ запрещает лицам, указанным в пункте 1 данной статьи Кодекса, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных Главой 25.3 НК РФ, иные платежи, за исключением государственной пошлины.

КС РФ определил, что положения статей 8 и 333.16 и подпункта 36 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ в системе действующего правового регулирования означают, что государственная пошлина является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым приравнена выдача документов. «Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении в том числе на основе правовых позиций, сформулированных в сохраняющих свою силу решениях Конституционного Суда Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике» (Определение № 326-О-П).

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 БК РФ государственная пошлина, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, а также административные платежи и сборы относятся к числу «налоговых и неналоговых» доходов бюджетов. При этом, только государственная пошлина является сбором, уплата которого предусмотрена НК РФ.

БК РФ, Закон № 210-ФЗ не содержат положений, из содержания которых может быть сделан вывод о недопустимости взимания банками платы за осуществление операций по перечислению в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в качестве платы за оказание платных услуг и компенсации затрат государства, а также административных платежей и сборов.

Принимая во внимание изложенное, консультанты приходят к выводу, что Банк вправе взимать с физических лиц комиссионное вознаграждение за исполнение распоряжений об оплате государственных услуг в соответствии с Законом № 210-ФЗ в случае, когда такие платежи не являются государственной пошлиной в соответствии с НК РФ.

Документы и литература.

1) ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.I) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ, (ч.II) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ, (ч. III) от 26.11.2001г. № 146-ФЗ, (ч. IV) от 18.12.2006г. № 230-ФЗ;

2) БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ;

3) Закон № 210-ФЗ - Федеральный закон от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

4) Закон № 395-1 – Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

5) Закон № 161-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 27.06.2011г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»;

6) Положение № 383-П - Положение Банка России от 19.06.2012г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»;

7) Определение КС РФ № 326-О-П - Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2007г. № 326-О-П «По жалобе гражданина Седачева Алексея Владимировича на нарушение его конституционных прав статьями 4, 8, 9, 333.16, подпунктом 36 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации», пунктами 3 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1992 года № 228 «О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации».



[1] На основании статьи 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица в случае, если они:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой;

2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с Главой 25.3 НК РФ.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел