Главная / Консультации / Банковский аудит / Департамент банковского аудита о правомерности использования иных счетов при недостатке денежных средств на брокерском счете для уплаты налога на доходы иностранной организации

Департамент банковского аудита о правомерности использования иных счетов при недостатке денежных средств на брокерском счете для уплаты налога на доходы иностранной организации

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

24.10.2014
Вопрос

На основании адресного ответа Минфина РФ от 11.07.2013г. № 03-08-05/27009 Банк исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет налог на доходы иностранной организации с полной суммы положительной вариационной маржи по фьючерскому контракту при выплате денежных средств с брокерского счета.
Правильно ли понимает Банк, что при недостатке денежных средств на брокерском счете по учету операций по фьючерсным контрактам на ФОРТС для уплаты налога на доходы иностранной организации Банк не вправе использовать иные счета (брокерские, счета доверительного управления, корр. счет) клиента, а обязан в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика.
Ответ

Мнение консультантов.

По устным пояснениям уполномоченного сотрудника Банка, иностранная организация, о которой идет речь в тексте вопроса, не осуществляет деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 310 НК РФ в рассматриваемом случае Банк как брокер является налоговым агентом и обязан исчислить и удержать налог с полученных иностранной организацией доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ, при каждой выплате таких доходов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2[1] настоящей статьи.

Абзацем 8 указанного пункта также предусмотрен порядок удержания налога при выплате дохода в натуральной или иной неденежной форме: налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив соответствующим образом доход иностранной организации, получаемый в неденежной форме.

Из приведенных норм, по нашему мнению, следует, что если доход получен иностранной организацией в денежной форме, то сумма налога должна быть удержана налоговым агентом непосредственно из суммы такого дохода.

Ни статья 310 НК РФ, устанавливающая особенности исчисления, удержания и уплаты налога с доходов иностранной организации налоговым агентом, ни другие нормы НК РФ не содержат положений, регламентирующих порядок действий налогового агента в случае, когда у него нет возможности удержать налог на доходы иностранной организации. В частности, НК РФ не наделяет налогового агента правом:

- удерживать суммы налога из других (любых или определенных) выплат, осуществляемых налоговым агентом в пользу иностранной организации по аналогии с нормами пункта 4 статьи 226 НК РФ;

- списывать средства со счетов иностранной организации, открытых у налогового агента – кредитной организации.

Таким образом, сумма налога на доходы иностранной организации, выплаченные в денежной форме, должна быть удержана именно из суммы такого дохода, и у Банка как налогового агента отсутствует право удерживать налог из других доходов иностранной организации или списывать средства для уплаты налога с других счетов клиента.

По нашему мнению, отсутствие положений, определяющих порядок действий налогового агента в рассматриваемом случае, не является упущением и объясняется тем, что нормы статьи 310 НК РФ исключает ситуацию отсутствия у налогового агента возможности удержать налог.

С одной стороны, специалисты налогового и финансового ведомств неоднократно разъясняли, что в рассматриваемом случае «доходом иностранной организации в виде вариационной маржи по фьючерсному контракту, по нашему мнению, признается сумма положительной вариационной маржи, причитающейся к получению в течение отчетного (налогового) периода, с учетом суммы отрицательной вариационной маржи, подлежащей уплате налогоплательщиком в течение налогового (отчетного) периода» (Письмо Минфина РФ от 25.11.2010г. № 03-08-05, ФНС РФ от 19.07.2010г. № ШС-37-3/6939@[2]). В этом случае налоговый агент всегда имеет возможность удержать налог в полной сумме при выплате средств с брокерского счета.

С другой стороны, если считать, что доход иностранной организации от операций с фьючерсными контрактами следует определять как сумму положительной вариационной маржи, то моментом выплаты дохода, когда надлежит удержать налог, разумно считать момент зачисления положительной вариационной маржи на брокерский счет клиента – иностранной организации, что также исключает ситуацию отсутствия у налогового агента возможности удержать налог. После зачисления вариационной маржи на брокерский счет клиент получает возможность (пусть и ограниченную) распоряжаться этими средствами, в частности, использовать их для оплаты отрицательной вариационной маржи по заключенным им фьючерским контрактам, как и произошло в рассматриваемой ситуации.

Вместе с тем, как указано в тексте вопроса, Банк, руководствуясь адресным разъяснением Минфина РФ (Письмо от 11.07.2013г. № 03-08-05/27009), исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет налог на доходы иностранной организации с полной суммы положительной вариационной маржи по фьючерскому контракту при выплате денежных средств с брокерского счета. При этом, по мнению консультантов, он действует не в полном соответствии с требованиями статьи 310 НК РФ, что и приводит к невозможности удержать налог.

Кроме того, следует отметить, что в указанном Письме прямо не сказано, что под доходом иностранной организации от операций с фьючерсными контрактами следует понимать исключительно суммы положительной маржи, но отмечено, что «порядок признания расходов при определении налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется в соответствии с п. 4 ст. 309 Кодекса». Однако, из норм пункта 4 статьи 309 НК РФ прямо не следует возможность учета сумм отрицательной маржи при исчислении налога на доходы иностранной организации в рассматриваемом случае.

Поскольку Банк принял решение руководствоваться «консервативным» подходом к порядку определения сумм доходов иностранной организации от операций с фьючерсными контрактами и при этом удерживать сумму налога только при выплате средств с брокерского счета в соответствии с разъяснениями Минфина РФ, возникают ситуации, при которых удержать сумму налога не представляется возможным.

В отсутствие специальных норм, определяющих порядок действий Банка в сложившейся ситуации, на наш взгляд, правомерно обратиться к общим нормам статьи 24 НК РФ, согласно подпункту 2 пункта 3 которой налоговый агент обязан письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах. О необходимости руководствоваться указанной нормой в случае отсутствия у налогового агента возможности удержать сумму налога говорится также в:

- пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013г. № 57 (в общем случае, без уточнений, о каких налогах идет речь);

- Письме Минфина РФ от 13.08.2010г. № 03-03-06/2/143 (в отношении налога на доходы иностранной организации).

В устной беседе с консультантами Банк справедливо отметил, что порядок направления сообщения о невозможности удержания налога с доходов иностранной организации не установлен, в отличие от случая налога на доходы физических лиц[3]. Однако, на наш взгляд, отсутствие установленного порядка направления сообщения не может рассматриваться как обстоятельство, освобождающее Банк от обязанности направить такое сообщение.

По нашему мнению, для подтверждения правомерности применяемого Банком подхода в рассматриваемой ситуации целесообразно получить дополнительные разъяснения от Минфина РФ, в том числе, в части порядка действий при невозможности удержания суммы налога.

Документы и литература.

1. НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. I) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ и (ч. II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

2. Постановление Пленума ВАС РФ № 57 - Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»;

3. Приказ № ММВ-7-3/576@ - Приказ ФНС России от 16.09.2011г. № ММВ-7-3/576@ «Об утверждении Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц».



[1] Исключения, поименованные в пункте 2 статьи 310 НК РФ, касаются случаев, когда доходы не подлежат налогообложению в Российской Федерации или облагаются по ставке 0%.

[2] Документ размещен на официальном сайте ФНС РФ в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами».

[3] Соответствующий порядок установлен Приказом № ММВ-7-3/576@.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел