Главная / Консультации / Банковский аудит / Департамент банковского аудита о необходимости предоставления информации согласно Закону № 173-ФЗ от 28.06.2014г.

Департамент банковского аудита о необходимости предоставления информации согласно Закону № 173-ФЗ от 28.06.2014г.

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

03.06.2015
Вопрос

Вопросы.
Согласно требованиям FATCA Банк, зарегистрировавшийся в  IRC и получивший GIN в 2014 году, проводил в 2014 году идентификацию  новых клиентов и финансовых институтов. За 2014 год при проведении идентификации новых клиентов налогоплательщиков США и финансовых институтов не выявлено.  Операции проводились только клиентами налогоплательщиками США по ранее открытым до 2014 года счетам. Отчет о проведенной идентификации – «пустой».
Необходимо ли передавать пустой отчет в IRC и согласно Закону № 173-ФЗ в ЦБ РФ, Росфинмониторинг, ФНС России?
Ответ

Мнение консультантов.

Из текста вопроса следует, что Банком:

  • по состоянию на 30.06.2014г. (то есть до вступления в силу Закона № 173-ФЗ) уже были заключены договоры на оказание финансовых услуг с лицами, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов (далее по тексту - иностранные налогоплательщики), в том числе - Закон «О налоговой дисциплине в отношении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act, далее по тексту - FATCA[1]), призванный сократить налоговые потери США из-за офшорных схем, используемых гражданами США;
  • в 2014 году осуществлена регистрация в Налоговой службе США (Internal Revenue Service, далее по тексту - IRS), то есть заключено соглашение непосредственно с ней[2], и получен глобальный идентификационный номер в качестве посредника (GIIN).

В зависимости от выбранного финансовой организацией статуса взаимоотношений с IRS на нее FATCA возлагаются следующие обязанности:

  • идентификация клиентов - владельцев счетов, являющихся налогоплательщиками США;
  • представление в IRS сведений о наличии счетов налогоплательщиков США;
  • перевод в IRS 30% от суммы перечисляемых денежных средств, имеющих признаки доходов из источников, подлежащих налогообложению в соответствии с налоговым законодательством США, либо передача информации американским налоговым агентам для осуществления ими таких перечислений;
  • закрытие счетов клиентов - американских налогоплательщиков, а также иных клиентов, подпадающих под FATCA (имеющих признаки таковых), в случае их отказа предоставлять необходимую информацию или перечислять денежные средства для выполнения требований FATCA.

С целью установления особенностей осуществления организациями финансового рынка[3] финансовых операций на территории РФ с лицами, на которых распространяется действующее законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, в РФ был принят Закон № 173-ФЗ, вступивший в силу 30 июня 2014 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 173-ФЗ «организации финансового рынка принимают обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди лиц, заключающих (заключивших) с организацией финансового рынка договор, предусматривающий оказание финансовых услуг (далее - клиент), лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов (далее - клиент - иностранный налогоплательщик)».

На наш взгляд, из буквального прочтения пункта 1 статьи 2 Закона № 173-ФЗ можно сделать вывод о том, что банки принимают меры по выявлению клиентов - иностранных налогоплательщиков среди лиц, не только заключающих договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, после вступления в силу Закона № 173-ФЗ, но и уже заключивших такие договоры до вступления в силу Закона № 173-ФЗ.

Законом № 173-ФЗ не закреплена обязанность передачи иностранному налоговому органу и (или) иностранным налоговым агентам, уполномоченным иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов (далее по тексту - иностранный налоговый орган), информации о клиенте - иностранном налогоплательщике, предусмотренной FATCA. Законодатель пунктом 4 Закона № 173-ФЗ наделил организации финансового рынка правом осуществлять передачу иностранному налоговому органу и (или) иностранным налоговым агентам, уполномоченным иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов (далее по тексту - иностранный налоговый орган), информации, но только при получении от клиента - иностранного налогоплательщика согласия на передачу информации в иностранный налоговый орган и при соблюдении требований пункта 4 статьи 3 настоящего Закона.

Пункт 4 статьи 3 Закона № 173-ФЗ предусматривает, что организация финансового рынка направляет информацию в уполномоченные органы в порядке и объеме, которые установлены Правительством РФ по согласованию с Банком России, не позднее десяти рабочих дней до дня направления в иностранный налоговый орган информации о клиенте - иностранном налогоплательщике. Однако указанный порядок до настоящего времени Правительством РФ не установлен. На момент написания настоящего ответа на сайте «Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения»[4] размещены тексты[5] проекта Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка, сроков и объема информационного взаимодействия между организациями финансового рынка и уполномоченными органами», подготовленного Минфином РФ и Положения о порядке, сроках и объеме информации, предоставляемой организациями финансового рынка в уполномоченные органы (далее по тексту - Положение о порядке предоставления информации).

Проектом Положения о порядке предоставления информации, в соответствии с Законом № 173-ФЗ, устанавливаются порядок сроки и объем информационного взаимодействия между организациями финансового рынка и уполномоченными органами, к которым отнесены ФНС России, Росфинмониторинг и Банк России, при:

  • уведомлении о регистрации (изменении статуса, аннулировании регистрации, повторной регистрации) в иностранном налоговом органе;
  • выявлении клиентов - иностранных налогоплательщиков;
  • поступлении запроса от иностранного налогового органа о предоставлении информации в отношении клиента - иностранного налогоплательщика;
  • направлении информации о клиентах - иностранных налогоплательщиках в иностранный налоговый орган.

Проект Положения о порядке предоставления информации предусматривает следующие нормы:

«Организация финансового рынка предоставляет информацию в уполномоченные органы в соответствии с частями 1, 2, 3 и 4 статьи 3 Федерального закона путем направления данной информации в Федеральную налоговую службу в порядке, сроки и объеме согласно настоящему Положению» (пункт 2);

«Организация финансового рынка уведомляет Федеральную налоговую службу о выявленных в течение периода, за который необходимо предоставить сведения в иностранный налоговый орган в соответствии с законодательством иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, клиентах - иностранных налогоплательщиках путем направления информации в объеме согласно Приложению N 2 к настоящему Положению в срок не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем выявления таких клиентов» (пункт 4);

«Информация, предусмотренная пунктами 3 - 6 настоящего Положения, которая была собрана до даты вступления в силу настоящего Положения, должна быть дополнительно представлена организацией финансового рынка в уполномоченные органы в порядке, предусмотренном настоящим Положением, в течение 3 месяцев с момента вступления в силу настоящего Положения» (пункт 7)

«Полученная Федеральной налоговой службой информация, указанная в пунктах 3 - 6 настоящего Положения, передается в Федеральную службу по финансовому мониторингу и Центральный банк Российской Федерации в электронной форме в порядке, установленном межведомственными соглашениями уполномоченных органов об обмене информацией не позднее 1 рабочего дня, следующего за датой ее получения» (пункт 20).

Таким образом, исходя из приведенных выше требований Закона № 173-ФЗ и проекта Положения о порядке предоставления информации консультанты консультанты приходят к выводу, что Банк должен уведомить Федеральную налоговую службу о выявленных в течение периода, за который необходимо предоставить сведения в иностранный налоговый орган в соответствии с законодательством иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, клиентах - иностранных налогоплательщиках, то есть в течение 2014 года. Однако, поскольку, как указано в тексте вопроса, с клиентами - иностранными налогоплательщиками договоры на оказание финансовых услуг в 2014 году не заключались, консультанты склоняются к выводу том, что направление сообщения, в котором будет отсутствовать информация о клиентах - иностранных налогоплательщиках, теряет смысл.

Наш вывод подтверждается разъяснением специалистов Банка России, приведенным в Письме от 24.03.2015г. № 41-2-14/386: «… часть 4 статьи 3 Закона N 173-ФЗ не устанавливает обязанности направлять в уполномоченные органы какие-либо сведения, не содержащие информации о клиенте - иностранном налогоплательщике. В связи с этим уведомлять уполномоченные органы о направлении в иностранный налоговый орган форм иностранной отчетности, не содержащих информации, раскрытие которой возможно только с согласия клиента (часть 4 статьи 2 Закона N 173-ФЗ), на наш взгляд, не требуется».

Вместе с тем, консультанты считают, что направление в уполномоченные органы информации, предусмотренной пунктом 4 проекта Положения о порядке предоставления информации и собранной Банком в отношении клиентов-иностранных налогоплательщиков, с которыми договоры на оказание финансовых услуг были заключены до начала 2014 года, станет необходимым после вступления в силу Положения о порядке предоставления информации в соответствии с его пунктом 7.

При этом, по мнению консультантов, Банк вправе направить такую информацию до издания и вступления в силу издания Положения о порядке предоставления информации. Это косвенно подтверждается Письмом Банка России № 41-2-14/386, в котором сказано, что «…организации финансового рынка вправе в целях соблюдения норм Закона N 173-ФЗ направлять в уполномоченные органы соответствующую информацию и до издания указанного порядка в объеме, который будет направлен в иностранный налоговый орган»

В доступной для консультантов информационно-правовой базе отсутствуют документы IRS, регулирующие вопросы предоставления ей информации о клиентах-иностранных налогоплательщиках. В связи с этим мы не можем сделать однозначный вывод о том, предоставляется ли информация о клиентах-иностранных налогоплательщиках:

  • заключивших договоры об оказании финансовых услуг только в 2014 году или обо всех клиентах-иностранных налогоплательщиках, с которыми Банк заключил указанные договоры по состоянию на 1 января 2015 года (то есть до 1 января 2014 года и в 2014 году);
  • в случае, если у организации финансового рынка, заключившей соглашение с IRS, отсутствуют клиенты-налоговые резиденты США.

Консультанты могут только предположить, что поскольку информация подлежит предоставлению впервые после заключения соглашения с IRS, ее субъектом за 2014 год являются клиенты-налоговые резиденты США, с которыми Банк заключил договоры об оказании финансовых услуг, имеющие статус действующих по состоянию на 1 января 2015 года. В таком случае в называемом Банком в тексте вопроса «отчете» не может быть нулевых данных.

Отсутствие данных в информации (нулевые данные, «пустой отчет»), на наш взгляд, может иметь место только тогда, когда у организации финансового рынка, заключившей соглашение с IRS, на отчетную дату отсутствуют клиенты-налоговые резиденты США. Мы допускаем, что в таком случае нормативные акты могут не предусматривать направления информации.

Документы и литература.

  1. Закон № 173-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.2014г. № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;
  2. Проект Положения о порядке предоставления информации - Проект Положения о порядке, сроках и объеме информации, предоставляемой организациями финансового рынка в уполномоченные органы при уведомлении о регистрации (изменении статуса, аннулировании регистрации, повторной регистрации) в иностранном налоговом органе, при выявлении клиентов - иностранных налогоплательщиков, при поступлении запроса от иностранного налогового органа о предоставлении информации в отношении клиента - иностранного налогоплательщика и при направлении информации о клиентах - иностранных налогоплательщиках в иностранный налоговый орган, разработанный Министерством финансов Российской Федерации.


[1] Согласно FATCA с 1 июля 2014 года иностранные банки и другие финансовые организации обязаны представлять в IRS информацию о счетах американских граждан, а с II квартала 2015 года - юридических лиц и компаний с долей американского участия более 10%. Уклонившихся от этого ждут серьезные санкции: выплата в их адрес любого дохода от американских активов (процентов, дивидендов, роялти) будет облагаться 30-процентным налогом (сейчас налог у источника в США - 10% по дивидендам и 0% по процентам). С 2017 года такой же налог придется платить с выручки от продажи акций или облигаций американских компаний, а также с «транзитных платежей» (это понятие пока в FATCA не определено). Налог будут удерживать не только американские, но и любые банки, присоединившиеся к FATCA.

[2] Поскольку РФ и США не подписано соответствующее международное соглашение.

[3] Статьей 1 Закона № 173-ФЗ к организациям финансового рынка отнесены в числе прочих, кредитные организации.

[4]На этом сайте сформирована система раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актах по единым понятным формализованным правилам и процедурам размещения - http://regulation.gov.ru.

[5] Текст документа приведен в информационно-правовой базе КонсультантПлюс в соответствии с публикацией на сайте http://regulation.gov.ru/ по состоянию на 21.04.2015г. Согласно пункту 3 проекта Постановления вступление его в силу запланировано с 1 июня 2015 года, но не ранее дня его официального опубликования.


Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_banki

Назад в раздел